В Северной Осетии, в 37 км юго-западнее Владикавказа находится небольшое и на первый взгляд ничем не примечательное селение Даргавс. Оно расположено в центре зеленой межгорной котловины на берегу широкой реки Гизельдон. На восточной окраине Даргавса внимание привлекает самый значительный на всем Северном Кавказе средневековый некрополь, также известный как «Город мёртвых». Около сотни аккуратных склепов, похожих на домики, рассредоточены на горном склоне в окружении высоких фамильных башен, погружая путника в богатое историческое прошлое Даргавса. Этот интереснейший памятник старины, появившийся более 7 столетий назад, ежегодно привлекает в селение большое количество туристов. Благодаря некрополю, Даргавс широко известен не только в Северной Осетии, но и далеко за её пределами. В настоящее время Даргавский историко-архитектурный комплекс «Город мёртвых» является памятником федерального значения и живым свидетельством духовной культуры и социально-экономического уклада всего осетинского народа в 13-19 веках. Богатая коллекция предметов, найденных в некрополе, представлена в Национальном музее РСО-Алания.
Гизельдонское ущелье и селение Даргавс
Небогатое на селения ущелье реки Гизельдон начинается у южной окраины одноименного с ней села Гизель. Широкое и зеленое, оно ведет в глубь Большого Кавказского хребта. Дорога идет по пологому правому берегу реки. Первым на пути встречается небольшое селение Верхняя Саниба. Спустя 11 км от начала ущелья в Гизельдон впадает его большой правый приток – река Геналдон, в верховьях которой располагается печально известное Кармадонское ущелье, унесшее жизни съёмочной группы под руководством Сергея Бодрова-младшего.
В месте слияния рек дорога переходит на левый берег и через 5 км приводит к знаменитому селению Кобан, в котором обнаружены могильники с предметами 3-1 веков до н.э. На стыке бронзового и железного веков возникла целая культура, названная Кобанской, существование которой подтверждают многочисленные находки и памятники, обнаруженные по обе стороны Главного Кавказского хребта. Благодаря значительности места, небольшой отрезок Гизельдонского ущелья, до входа в Даргавскую котловину, иногда называют Кобанским. Здесь находится здание старейшей на Северном Кавказе Гизельдонской ГЭС, имеющей самую большую в РФ высоту падения воды – 279 метров.
За станцией начинается теснина – река проложила себе путь сквозь толщу Скалистого хребта. Серпантин дороги выводит на перевал Кахтисар. Проезжая повороты дороги, можно увидеть множество разнообразных граффити – изображения нанесены на распиленные после строительства дороги участки скал. До 2009 года здесь действовала построенная еще в советские годы турбаза «Кахтисар». Для доставки туристов на базу с 1972 по 2009 годы на перевале работал фуникулер с перепадом высот 265 метров и длиной 520 метров. При строительстве новой дороги через ущелье фуникулер был полностью разрушен.
За перевалом открывается Даргавская котловина, входящая в число самых живописных в Северной Осетии. Один из переводов топонима Даргавс – «длинная поляна» – как нельзя лучше подходит обширной котловине, протянувшейся на 16 км с севера на юг. Она представляет собой плоскую чашу с высокими бортами, со всех сторон окруженную горами, через которые проложены дороги и тропы. На западе возвышается массив Тбаухох (2980 м), на востоке – вершина Чиджитыхох (2880 м), вдалеке виднеются пики Главного хребта, где у ледника Мидаграбин берет начало Гизельдон. Эта горная река получила своё название от тюркского слова «кизил» – «красный». Именно такого цвета была речная вода после битвы между предками осетин и войсками Тамерлана. На территории Даргавской котловины Гизельдон становится типичной равнинной рекой, которую здесь называют Стырдоном.
Миновав дамбу Гизельдонской ГЭС и образованное ею озеро Пурт, дорога, идущая по левому берегу реки, выводит к одному из малоизвестных некрополей Даргавской котловины – Хуссар-Хинцаг. Оно необычайно похоже на знаменитый «Город мёртвых», только имеет более скромные размеры. Девять полуподземных склепов расположены на левому берегу Гизельдона в окружении оборонительных башен и остатков жилых построек.
В полутора километрах от некрополя находится интересный арт-объект «Колесо Балсага». При его разработке за основу взяли нартский эпос. В настоящее время колесо символизирует осетинский культ солнца.
В центре Даргавской котловины, на правом берегу Гизельдона расположено одно из древних осетинских селений под названием Даргавс, славящееся своими историко-архитектурными памятниками, известными далеко за пределами РСО-Алания.
Современное селение Даргавс относится к Пригородному району Северной Осетии и является административным центром Даргавского сельского поселения, в которое также входят села Ламардон, Фазикау, Какадур и Джимара, разбросанные по холмам в юго-западной части Даргавской котловины.
Некогда межгорная котловина была густо заселена, о чем свидетельствуют развалины покинутых осетинских аулов. Люди жили здесь еще со времен бронзового века. В конце первого тысячелетия Даргавс стал одним из центров, где формировалось Тагаурское общество, родоначальником которого стал царевич Тага. По преданию, он жил на территории древнего Даргавса. От Тага ведут свою родословную многие знатные осетинские фамилии: Аликовы, Кануковы, Кудаковы, Мамсуровы, Тулатовы, Тхостовы.
Многочисленные архитектурные памятники Даргавса, дошедшие до наших дней, являются средневековыми и датируются 14-18 веками. Сторожевые и жилые башни, погребальные и культовые сооружения являются яркими произведениями каменного зодчества Северного Кавказа и позволяют составить представление не только о социальном и экономическом укладе осетин, но и о многовековых верованиях осетинского народа.
В Даргавсе и вокруг него находится более дюжины фамильных боевых и жилых башен с мощными стенами, оформленными бойницами и смотровыми щелями. Они часто составляют укрепленный комплекс (галуан) с хозяйственными постройками и глухими каменными оградами. Башни являлись защитой селения от врагов. Это подтверждает и название села: основой топонима является осетинское «дуаргас» – «привратник», «защитник ущелья».
Среди всех башен Даргавса особо выделяется башня кровника, внешне похожая на крепость. Недалеко от водохранилища Гизельдонской ГЭС, на склонах горы Тбаухох, высоко в скале над дорогой виден вход в пещеру, частично заложенный каменной стеной. Это и есть башня кровника, которую также называют «пещерой кровника». Её глубина достигает 35 метров. По легенде, в ней долгое время скрывался кровник (человек, находящийся в кровной мести с другим родом). Неприступность башни давала ему возможность убивать любого, кто посмеет приблизиться к ней. Тогда один из представителей мстящего рода, надев медвежью шкуру и привязав ружьё к животу, пополз к башне. Кровник, подумав, что это обычный медведь, покинул неприступную башню, чтобы убить его, но внезапно был убит сам.
К культовым сооружениям Даргавса относятся два святилища – Хуыцауы-дзуар, расположенный на вершине одноименной горы, и Фыры-дзуар, находящийся рядом с башней Байматовых, на холме Фырыкул. Дзуары Даргавса – это прямоугольные каменные сооружения, обнесенные оградой, где обнаружены остатки жертвенных животных.
Наибольшее внимание привлекают некрополи – древние склеповые могильники, как правило, расположенные над рекой, на склонах гор и холмов.
Башни, святилища и склепы Северного Кавказа тесно связаны между собой не только общими архитектурными приёмами, но и традициями, выработанными горцами за многовековую историю.
Есть несколько основных причин возникновения склеповых сооружений:
- Малоземелье. Кавказские пахотные земли всегда были ценным ресурсом. Люди не хотели использовать их под кладбища.
- Рельеф. Вырыть могилу в каменистом грунте – трудная задача.
- Верования. Постройка наземных гробниц тесно связана с представлениями о загробной жизни, не допускавшими погребение трупов в земле (яркий пример – обряд захоронения людей на деревьях).
- Культ предков – стремление сохранить умерших сородичей рядом с собой, надеясь на их помощь в борьбе со стихиями и врагами, а также на их благорасположение.
Возле Даргавса расположено шесть склеповых могильников, в том числе крупнейший на Северном Кавказе «Город мёртвых». В Северной Осетии найдено около 150 склеповых сооружений, и большая их часть сосредоточена в Даргавсском некрополе. Здесь насчитывается 95 склепов, около 30 из которых являются наземными. Не зря одним из вариантов перевода топонима Даргавс является сочетание «склеп повелителя».
«Город мёртвых» в Даргавсе
В 5 км от озера Пурт находится наибольший некрополь Даргавса и Северной Осетии, получивший название «Город мёртвых», или Даргавсский склеповый могильник. Он состоит из 95 сооружений башенного типа, похожих на аккуратные дома с островерхой крышей и оштукатуренными стенами. Все они сконцентрированы на отроге горы Рабыны-рах, являющейся ответвлением более высокой Чизджиты-хох, и находятся в нескольких сотнях метров севернее Даргавса.
Склепы Даргавса делятся на две группы:
- полуподземные;
- наземные.
Они имеют разные архитектурные типажи, различающиеся формой стен и перекрытий.
Наземные склепы полностью вынесены на поверхность и отличаются конструкцией крыши. Она может быть пирамидальной (четырёхскатной) или двускатной и при этом ступенчатой или гладкой, но обязательно украшена выступающими сланцевыми полочками, издали похожими на черепицу. Венчает крышу коническое навершие, присущее всем склепам башенного типа. Наземные склепы более монументальные, имеют более сложное устройство и большую вместительность.
Полуподземные склепы отличаются гладкими фасадными стенами и плоской, иногда двускатной крышей с коньком, а также снабжены одной нишей арочной формы. Внутренняя камера таких склепов достигает 8 метров в длину.
Даргавсский могильник имеет хаотическую застройку. Новые склепы достраивали в нём по мере необходимости, но между ними всегда оставлялся проход. Почти все склепы Тагаурии возведены из камня, скрепленного известковым раствором, оштукатурены и покрашены желтой (охристой) краской. Стены, сложенные из двух рядов камней, как правило, имеют 0,5-0,75 м в толщину. Лазы в склепах очень маленькие, квадратной формы, расположенные невысоко над землей. В них можно заглянуть, но не войти. Все они раньше закрывались камнем подходящего размера или деревянными дверцами, не сохранившимися до наших дней. Для исследователей до сих пор остается загадкой внутренний запор, которым снабжались такие дверцы. Лазы, как правило, сооружали на солнечной стороне склепа – южной, западной или восточной стенах.
Башенные склепы были около 4,5 метров в длину и ширину и до 10 метров в высоту. Они являлись многоярусными и обычно имели три яруса погребений, разделенные деревянными перекрытиями, которые опирались на специальные упоры в кладке. Высота каждого яруса в среднем достигала 1,2-1,3 метра. Иногда для доступа к разным уровням в склепе могли делать несколько лазов на разной высоте, по разным сторонам склепа. Обычно это был один лаз на одной фасадной стене (кроме северной). Такая многоярусность позволяла разместить на небольшой площади множество усопших. По некоторым оценкам, в Даргавском могильнике покоится около 10 000 человек.
Внутри склепов имелся дощатый настил, наклоненный в сторону лаза. Через лаз вносили труп покойного и клали его на настил (иногда, за неимением места, поверх других тел). В склепах размещали усопших обоих полов и даже детей. В «Городе мёртвых» на нижнем ярусе часто не было настила. Людей укладывали на скальном полу погребальной камеры. Умерших располагали рядами, ногами к входу с вытянутыми вдоль туловища руками. Иногда одна рука помещалась на грудь. В ряде случаев в склепах вместе с умершими находили насильственно умерщвленных собак или других животных, которые должны были сопровождать своего хозяина в загробном мире.
Еще одна интересная деталь: почти во всех склепах археологи нашли надрезанные или просверленные грецкие орехи, которыми усыпали умерших. Этот обычай имеет тысячелетнюю историю. У осетин орехи считались талисманами и символизировали жертвоприношение умершим предкам.
Захоронения Даргавса имеют несколько разновидностей:
- открытые – в саване, без гробов;
- в ладьевидных погребальных колодах;
- в деревянных гробах;
- в каменных ящиках.
Чаще всего людей хоронили открытым способом, без гробов. Иногда тела пеленали саваном, стеганым одеялом, буркой или войлоком. Головы усопших при этом прикрывались или обматывались куском холстины.
Также в склепах довольно часто встречаются захоронения в ладьевидных колодах из соснового или елового дерева, довольно широко распространенные в средневековье. Погребальные колоды Даргавса делятся на два типа – плоскодонные и остродонные. Они выдолблены из цельного бревна и состоят из двух половин. Такие колоды, скорее всего, связаны с захоронениями на деревьях. Этот обычай пришел в Тагаурию из Западного Кавказа, где погребение или кремация считались осквернением земли и огня. Захоронения в колодах также имеют много общего с древнегреческой мифологией – колоды символизируют лодки, переплывающие через Стикс. Раньше такие челны-колоды просто бросали в реку.
Иногда в склепах Даргавса встречаются и обычные деревянные гробы. Захоронения такого рода пришли на Кавказ вместе с христианскими верованиями. В деревянных ящиках также хоронили маленьких детей. Некоторые из детских гробов напоминают подвесные люльки.
В двух склепах Даргавса исследователи нашли редкую разновидность захоронений – погребения в каменных ящиках из сланцевых плит, размещенных на полу склеповой камеры. Чаще всего такие ящики сооружали вне склепов. Все они свидетельствуют о социальном разделение в Тагаурии.
Существуют предания, что в горных районах во время эпидемий оспы, чумы или холеры из-за страха остаться непогребенными в склепы уходили умирать целыми семьями. Местные жители утверждали, что вплоть до недавного времени в склепах можно было увидеть матерей, склонившихся над люльками своих детей. В сидячих позах находили и других усопших, добровольно покинувших свои семьи, чтобы умереть в некрополе и не заразить близких. Таким людям возле склепового лаза оставляли посуду с едой. Если в один из дней еда оставалась нетронутой, значит заболевший умер. Говорят, что только один человек вернулся из «Города мертвых», пережив в склепе тяжелую болезнь. Исследователи утверждают, что это была холера, свирепствовавшая в Тагаурии в 18 веке. Несмотря на то, что следов чумы в останках не нашли, с этой страшной болезнью связана легенда о возникновении Даргавсского некрополя.
Легенда о Даргавсе
Однажды в селение пришла девушка. И была она такой красавицей, что мужчины, потеряв голову от её красоты, оставляли семьи и начинали драться, чтобы выбороть право жениться на ней. Некоторые из них погибали в бою. И тогда горцы придумали разрешить спор на совете старейшин. Но даже 70-летние старики не смогли устоять перед красотой незнакомки и вступили в словесный «бой». Не выдержав, женщины селения потребовали выгнать девушку, которую они посчитали ведьмой. Однако мужчины не смогли отпустить красавицу и убили ее, чтобы она досталась только богу.
Разгневавшись, бог покарал селение, наслав на Даргавс эпидемию чумы. И даже земля воспротивилась убийцам красавицы: жители селения не смогли похоронить умерших от чумы, т.к. земля сразу же выбрасывала останки на поверхность. Поэтому выжившие после страшной эпидемии решили хоронить усопших в склепах.
Все разновидности захоронений в Даргавсе в сочетание с высокогорным, ветренным климатом способствовали не разложению, а мумификации тел. Вместе с телами прекрасно сохранилась одежда, украшения, домашняя утварь и другие предметы культуры и быта. Археологи нашли более 1600 склеповых артефактов, которые в настоящее время хранятся в Национальном музее РСО-Алания.
Среди них:
- красивейшая поливная и неполивная керамика (кружки, кувшины, разные сосуды),
- стекло российского производства (например, бутылки начала 19 века, графины и флаконы),
- деревянная посуда, отличающаяся изяществом форм (миски, кубки, кружки, чашки),
- предметы ювелирно искусства (кольца, перстни, серьги, пряжки, нагрудные застежки),
- много металлических изделий (ножи, свинцовые пули, бритвы, крючковидные пластины, медные наперстки),
- осетинская обувь и одежда 16-19 веков (на покойника часто надевали 3-5 и более слоев одежды).
Несмотря на хорошую сохранность находок, многие из них были разграблены из-за общедоступности даргавских захоронений. Сейчас некрополь может посетить любой желающий, предварительно купив билет на входе. Довольно часто это приводит к осквернению праха покойных. Туристы выказывают ненадлежащее отношение к древним захоронениям: заглядывают в лазы, выставляют кости и черепа возле склепов для атмосферных снимков и даже фотографируются с черепами в руках. Из-за одного из таких случаев в 2019 году некрополь был временно закрыт, а в 2021 году дирекция национального музея и общественные активисты приняли совместное решение закрыть лазы склепов ставнями, усилить охрану и поставить видеонаблюдение.
С давних времен в Даргавсе существует поверье: любой, кто рискнет проникнуть внутрь старинных склепов без надлежащей причины, может поплатиться жизнью. Поэтому местные жители стараются лишний раз не тревожить души умерших: не посещают некрополь после захода солнца и не заглядывают внутрь склепов. Сюда приходят только днем, чтобы покосить траву вокруг святыни.
Недалеко от склепов можно увидеть лежащие на земле монеты. Каждый раз, когда осетины хоронили умершего родственника, они бросали с возвышения монету. Если она ударялась о камень, значит душа покойного отправлялась на небеса.
Хоронить умерших в Даргавсском некрополе перестали в 30-х годах 19 века. Это связано с постепенным уменьшением количества жителей Даргавса. Горцы стали переселяться на равнину еще в 18 веке, когда в 1763 году в урочище Моздок построили одноименную крепость, где осетинам выделили земли на пограничной линии.
В наши дни в селении постоянно проживает около 150 человек. Население Даргавса продолжает сокращаться. Особенно оно уменьшилось после схода ледника Колка в 2002 году, когда была разрушена дорога в соседнее Кармадонское ущелье. После этого возникла необходимость построить новую автодорогу. Строительство состояло из двух этапов. На первом – восстановили отрезок пути от Кобанской развилки до Кармадона, на втором – проложили участок от поселка Кармадон до Даргавса. К тому же, была обновлена часть горной дороги из Кобанского ущелья до Кахтисара.
Несмотря на свои размеры, «Город мёртвых» остается одним из самых малоизученных некрополей Северной Осетии и до сих пор таит в себе множество легенд и загадок. Чтобы узнать много интересного об этом необычном месте, вы можете посетить древний Даргавс, отправившись вместе с нами в тур выходного дня в Северную Осетию. Это настоящий музей под открытым небом, памятник труда и творчества осетинского народа, прославленный историками и поэтами, увековеченный в средневековых и современных песнях, легендах и поэмах. «Город мёртвых» дает возможность восхититься находчивостью и умом древних мастеров и в то же время ощутить хрупкость и бренность нашего бытия. О последнем как нельзя лучше говорит старинная надпись, обнаруженная на одном из склепов:
«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».