Галиат в Северной Осетии

В Ирафском районе Северной Осетии, в 117 км от Владикавказа находитcя одно из самых загадочных осетинских селений – аул Галиат. Это настоящий средневековый город, расположенный в Восточной Дигории на высоте более 2000 метров, у берегов горной реки Комидон. Строения из крупного камня с башнями и склепами, приютившиеся на зеленых холмистых склонах Скалистого хребта, издалека напоминают легендарный перуанский город Мачу-Пикчу. Древнее селение выглядит заброшенным. В ауле проживает лишь несколько жителей. А многие столетия назад, во времена существования Аланский империи, здесь кипела жизнь. Через Айгамугидонское ущелье проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути, а в самом селении проживало более 40 семей. Говорят, в Галиате спрятана мифическая Чаша Грааля. Пытаясь найти эту священную реликвию, черные археологи разграбили древние здания и могильники. Несмотря на это, город продолжает стоять на холмах. Кажется, будто время остановилось здесь многие столетия назад. И сегодня любой желающий может вернуться в прошлое Галиата, навеки застывшее посреди зеленых гор.

Ущелье реки Айгамуга в Восточной Дигории

Село Галиат расположено в древнем историческом районе – Восточной Дигории, названной в честь народа, издавна проживавшего в долине реки Урух. Эта река, пробив своими водами толщу Скалистого хребта, в районе селения Мацута вбирает в себя один из своих правых притоков – речку Айгамуга.

Ущелье Айгамугидона (от осетинского «дон» – «река») тянется 15 километров на восток, вдоль скалистой Кионской цепи (3420 м), ограничивающей этот горный район с севера. Истоки Айгамуги берут свое начало в белоснежных ледниках Большого Кавказа, лежащих на склонах обширного Казатыхохского массива и Цейского хребта.

Пройдя около 10 км вниз, реки Сардидон, Сонгутидон, Даргонком и Комидон, сливаясь воедино, дают начало Айгамуге. По обеим берегам реки раскинулись обширные, местами каменистые и густо поросшие травой склоны, являющиеся неотъемлемой частью пейзажей всей Восточной Дигории.

Издавна широкая Айгамугинская долина, благодаря зеленым пастбищам и хорошим климатическим условиям, была одним из самых развитых и заселенных районов Дигории. Селения здесь располагаются один за другим, вплоть до верховий долины. В устье находится Мацута, где похоронен нартский богатырь Сослан. В 2,5 км от него можно увидеть Махческ, где археологи нашли уникальный нартский памятник – Махческий лабиринт. Между Махческом и Мацутой, на левом берегу Айгамуги, расположен холм братьев Астановых – комплекс древних укреплений с башней. За Махческом следует селение Фаснал, раскинувшееся на одноименной поляне. Когда-то здесь действовал бальнеологический курорт. Сегодня в этом месте привлекают внимание туристов массивные стены – все, что осталось от бывшей горно-обогатительной фабрики. В районе Фаснала сливаются основные истоки Айгамуги – Сардидон и Сонгутидон. Между Махческом и Фасналом на горных склонах раскинулось множество памятников старины: древние святилища, склеповые комплексы, родовые башни и менгиры.

Еще два километра вверх по ущелью и дорога приводит к месту слияния рек Сонгутидон и Комидон. Здесь можно увидеть интересный арт-объект – памятник древнему трехструнному смычковому инструменту осетин «Хъисын фæндыр». Он похож на большую скрипку, однако на нем играют как на контрабасе, поставив вертикально на землю. Создатели этого арт-объекта – творческая мастерская Mah Kond – решила сделать инструмент без смычка, т.к. в наши дни на нем почти никто не играет.

В 120 метрах восточнее дороги, рядом с рекой Комидон находится живописный Галиатский водопад высотой 8 метров, стекающей вниз на фоне желтых песчаниковых глыб. Здесь начинается тесное и узкое Комидонское ущелье с глубокими каменистыми обрывами, на которых река образует небольшие водопады и живописные перекаты. Сделав поворот, река выводит к селению Галиат. С севера, вдоль речного русла Комидона дороги нет. Чтобы добраться в Галиат на машине, необходимо проехать от арт-объекта выше по ущелью, до следующего села – Камунта, и только затем спуститься к Галиату с южной стороны. На этом отрезке дорога проходит по холмам причудливым серпантином.

Выше Галиата и Камунты находится последний населенный пункт в ущелье – Дунта, через который проходит большинство высокогорных туристических маршрутов Восточной Дигории, например, через Кионский перевал (Саварафцаг, 2514 м) в соседнее Садонское ущелье.

От находящегося в начале ущелья селения Мацута до Галиата более 17 км по автомобильной дороге. Общественный автотранспорт в Галиат не ходит. На рейсовом автобусе можно добраться только до Мацуты, а уже оттуда доехать на попутке до конца ущелья.

Благодаря двум значимым населенным пунктам, ущелье реки Айгамуга также называют Галиат-Фаснальским.

История Галиата

История древнего Галиата полна загадок и до конца не изучена.

Достоверно известно, что Галиат находился на территории Уаллагкома – исторической области, располагавшейся на стыке влияния двух крупных осетинских общин Дигорского и Алагирского ущелий. Уаллагком охватывал верховья Айгамугинского ущелья по руслу реки Сонгутидон – от Фаснала до Кионского перевала – и включал селения Камунта, Ахсиаг, Дунта, Хунсар и Галиат. Именно поэтому название «Уаллагком» в переводе с осетинского означает «Верхнее ущелье», а саму долину реки Айгамуга также называют Уаллагкомским ущельем.

Кто же основал древнее селение?

По легенде, на этой территории когда-то жили царциата – древний мифический народ. Однажды они настолько разгневали бога, что тот умертвил их. На освободившихся землях поселились туальцы, которые вскоре также погибли.

По одной из версий, именно представители древней Туалии дали название Галиату. На территории этой исторической области есть селение Клиат, расположенное в Алагирском районе РСО-Алания. Топоним Клиат имеет общий корень с названием села Галиат и, вероятно, принадлежит древней общине или племени, именуемой «гальята».

Народное предание гласит, селение Галиат основал Галайон Гавис, родившийся в соседнем Алагирском ущелье. Его несколько измененное имя – Галиат – навсегда осталось в названии села.

Историки утверждают, что первые поселения у реки Комидон возникли еще в бронзовом веке – в 3500 – 1200 годах до нашей эры.

Археологические раскопки, проведенные на территории древних захоронений и остатков каменных строений, дают основание полагать, что Галиат начали строить в конце 5 начале 6 веков. И, вероятно, строителями были аланы, в те времена проживавшие на Северном Кавказе – от истока Кубани до Дарьяльского ущелья. Это подтверждают и основные постройки Галиата, датируемые 5-6 и 10-14 веками.

Древние предания гласят, что люди покидали Галиат четыре раза, но вскоре опять возвращались. Последнее заселение произошло в конце 14-го начале 15-го веков. Из-за татарского вторжения аланы начали массово уходить с равнин в горы, в том числе они поселились в Дигорском ущелье. Опасаясь пришельцев, местные осетины ушли со своих домов. Лишь спустя годы аланы смогли заселиться в них, постепенно освоив непривычный горный быт.

Во времена Позднего Средневековья Галиат был богатым городом, продававшим скот, имевшем канализацию, водопровод и несколько больших ремесленных мастерских. Своему развитию он обязан Великому Шелковому пути, одна из ветвей которого проходила через Уаллагкомское ущелье. Считается, что в те времена Галиат был укрепленным городом, в котором можно было укрыться в случае опасности. Аланские воины-кочевники использовали его как перевалочную базу, оставляя здесь завоеванную добычу.

Как утверждают местные жители, город Галиат состоял из нескольких поселений – Цырухс, Фасхъау, Цузы сых, Мидгъау и Андаг хъау.

Процветание селения продолжалось несколько веков. Согласно архивным данным, в 1864 году в Галиате в 60 дворах проживало 429 человек. До 1914 года население увеличилось в несколько раз и составляло уже 1708 человек. В то время ни в одном североосетинском горном селении не было такого количества жителей. Тогда Галиат считался перенаселенным аулом. Всего в Галиатском приходе, включавшем села Галиат, Камунта, Дунта и Хонсар, проживало около 3,5 тысяч человек.

При Советском Союзе здесь жило около 40 фамилий. В то время горцы получили земельные наделы в равнинной местности и всего через несколько лет многие жители Галиата уехали в города. Согласно переписи 1926 года, в Галиате проживало уже 495 человек. Через 60 лет их осталось всего 62. Переписи 2002 и 2010 годов зафиксировали 10 и 18 человек соответственно. Увеличение населения на 8 человек за 8 лет произошло из-за того, что некоторые люди прописались в Галиате, при этом оставаясь жить на равнине.

В наши дни в Галиате насчитывается 18 дворов, однако постоянно люди проживают лишь в трех. Несколько семей приезжают сюда на летний период.

Галиат является частью Галиатского сельского поселения, куда, помимо него, входят села Дунта и Камунта. Последнее выступает административным центром поселения.

Удивительные постройки Галиата

Архитектура древнего Галиата представлена самыми разнообразными постройками, сложенными из грубо обработанного камня. Это оборонительные, погребальные и культовые памятники истории, которые в настоящее время являются объектами культурного наследия федерального и регионального значения. Часть из них находится в руинах, часть сохранила почти первозданный вид. Некоторые более старые сооружения разбирались до основания и использовались галиатцами для постройки новых зданий. Сторожевые, иногда полуразрушенные башни, закрепленные за определенными галиатскими фамилиями, были заняты представителями этих семейств сравнительно недавно – в 17-18 веках, тогда как построены они были гораздо раньше – в 10-14 веках.

Оборонительные сооружения Галиата:

  • Остатки большой крепости на горе Уыз. Гора высотой 1820 метров находится с юго-западной стороны селения. Названа в честь одного из семейств, живших в Галиате.
  • Галуаны – укрепленные комплексы, обнесенные каменной стеной, на территории которых располагались оборонительная и жилая башни (ганахи), а также несколько хозяйственных и жилых построек. Так как дома в Галиате строились на горных склонах, их располагали ярусами, один над другим, поэтому часто крыша нижнего дома выполняла функции двора для верхнего. Таким образом галиатцы могли навещать соседей, не выходя из своего двора.
  • Сторожевые (фамильные) башни – своеобразные дома-крепости, также именуемые «ганах» или «масуг». Являются частью галуанов. Ганахи, как правило, были трех- или четырёхэтажными. Первый этаж отводился для домашних животных, на втором и третьем находились жилые комнаты, четвертый предназначался для обороны. На последнем этаже члены семейств поочередно несли вахту, наблюдая из бойниц за подступами к башне.

Крепость на горе Уыз. Одно из древнейших, а возможно, и самое древнее сооружение Галиата. Время постройки крепости достоверно неизвестно, однако рядом с ней на горе располагаются святилище Авд-Дзуар и могильник, датируемые 5-6 веками. Исходя из этого, можно предположить, что крепость появилась примерно в это же время, до постройки святилища, или же была возведена одновременно с ним. Сама крепость имела внушительные размеры. Даже в наши дни еще прослеживаются остатки ее фундамента с известковой кладкой. Предполагают, что крепость была разрушена в результате сражения, или же самими галитцами, которые использовали камни крепости для постройки жилых домов.

Галуан Битуевых. Один из четырех хорошо сохранившихся галуанов расположен у дороги, на правом берегу реки Комидон. Здесь, на небольшом утесе, возвышаются две полуразвалившиеся башни, несколько жилых и хозяйственных построек, обнесенные крепостной стеной на известковом растворе. Крепость названа в честь семейства Битуевых, представители которого проживали здесь на протяжении 19 века, а затем переехали на равнину, в село Урсдон. В настоящее время галуан находится на попечении семейства Загаловых.

Башня Кодоевых. Расположена чуть в стороне от основных построек, на северной окраине Галиата. Трёхъярусная башня имеет 5,5 метров в ширину и 14 метров в высоту, арочный входной проем, декоративные углубления и бойницы. Вход в башню находится в метре от каменной плиты, лежащей в основании внутренней камеры, имеющей 11 метров в высоту и около 2,5 метров в ширину. Вокруг башни видны остатки стены и жилых построек. Сама башня и территория вокруг нее ранее принадлежали семейству Цараевых, представители которого погибли в 18 веке от холеры. Тогда племянники Цараевых – Кодоевы – переехали в опустевший ганах из ныне упраздненного села Верхний Мизур. В дальнейшем башню переименовали в их честь.

Башня Езеевых. Является частью галуана Битуевых. Расположена у южной окраины Галиата и отличается хорошей сохранностью. Сложена из камней разного размера, скрепленных при помощи глины, при этом швы между камнями затерты известковым раствором. Башня имеет 21,4 метра в высоту и 5,4 метра в ширину. В стенах толщиной более метра видно большое количество бойниц треугольной и четырехугольной формы. Арочный вход расположен в 2,7 метрах от земли. Рядом с башней можно увидеть хозяйственные и жилые постройки, стены которых выложены с особой тщательностью. Среди них есть полуразрушенное здание, в котором принимали больных отец и сын Езеевы, считавшиеся лучшими врачами в Уаллагкомском ущелье. Старожилы утверждают, что эти умельцы даже делали операции на мозге. Хотя Езеевы были последними хозяевами башни, построена она была гораздо раньше.

Ганах Балаовых. Расположен у южной окраины селения, рядом с башней Езеевых. Считается одним из самых больших домов в горной Осетии. Это гигантское для горной местности здание имеет 4 этажа и напоминает современную многоэтажку. В его стенах, сложенных из темного отесанного камня, видны многочисленные оконные и входные проемы четырехугольной формы. Исследователи предполагают, что дом был построен в 14-15 веках и впоследствии несколько раз перестраивался. Семейство Балаовых проживало здесь до 1970-х годов. В опустевшем доме вскоре обвалилась крыша и перекрытия между этажами. До наших дней сохранились только каменные стены.

Башня Гадзаовых. Находится на южной окраине села, на вершине небольшого холма. Высота башни – 10,6 метра, ширина – 7,4 метра, толщина башенных стен – 1,6 метра. Стены сложены из грубо отесанных камней разного размера, скрепленных известковым раствором. Фасад башни направлен на юго-запад. Входной проем арочной формы перекрыт каменной плитой, в стенах прорезаны четырехугольные окна. Ранее башня была жилой, сейчас же постепенно разрушается – в стенах видны широкие трещины, камни кое-где уже обвались.

Погребальные сооружения Галиата:

  • Склеповый могильник находится на левом берегу Комидона, на западной окраине села Галиат. Здесь, на склоне горы Уыз, можно увидеть 22 полуподземных фамильных склепа 14-18 веков, сложенных из массивных камней на известковом растворе, и один памятный столб-цырту. Некоторые захоронения являются более древними и относятся к 5-6 векам. Протяженность некрополя составляет 1,5 км. Здесь есть склепы, принадлежащие фамилиям Коцоевых, Балаовых, Дзукаевых и Дзобаевых. Фасадная часть большинства усыпальниц ориентирована на северо-восток. Некоторые из них имеют подвалы и фронтоны. Размеры склепов отличаются, но в среднем каждый из них имеет около 3,5-4,5 метра в длину, 3-4,5 метра в ширину и 2-3 метра в высоту. Внутри усыпальницы располагается камера меньших размеров, в которую можно попасть через четырехугольный лаз, иногда немного поднятый над землей.
  • Памятный столб-цырт является частью склепового могильника на горе Уыз и находится в юго-западной части некрополя, в 20 метрах от первой усыпальницы. Он также сложен из небольших плит, скрепленных известковым раствором. В основание столба положена массивная плита шириной около метра. На стенах цырта сохранились остатки известковой штукатурки.

Культовые сооружения Галиата:

  • Древнее святилище Авд-Дзуар («Семь божеств»).
  • Два кувандона, также именуемые святилищами или молельнями. Первое названо во имя Ильи (построено в 12 веке), второе носит название Галиати Фарон. Слово «кувандон» в переводе с осетинского означает «особое место для молитвы». Святилища расположены в 300-350 метрах друг от друга, северо-восточнее некрополя и представляют собой столпообразные капища. По одной из версий, название святилища Фарон происходит от слова «фарн», означающего «изобилие». Каждый год в этом почитаемом осетинами месте на празднество собирается до полутора тысяч человек.
  • Церковь, построенная в 19 веке, находится в юго-восточной части некрополя. Хорошо сохранившееся здание возведено Обществом по восстановлению православного христианства на Кавказе. Рядом с церковью расположены остатки первой в Дигории церковно-приходской школы, построенной в начале 20 века. Сейчас от двухэтажного здания остались лишь стены с пустыми оконными проемами.

Святилище Авд-Дзуар (или Авд-Дзуары), которое, по разным версиям, переводится как «семь божеств», «семь святилищ» или «семь ангелов», находится высоко над селением Галиат, на склоне горы Уыз. Это культовое место расположено в северо-западной части склепового могильника, в 3,5 метрах от вышеупомянутого цырта, и состоит из двух однотипных каменных построек. Стены, скрепленные известковым раствором, сохранили следы желтой известковой облицовки. Оба строения обращены друг к другу своей фасадной частью и соединены невысокой каменной стеной. Внутри каждое здание имеет по две комнаты (камеры).

Здания использовались в качестве часовен или поминальных камер, в которых оставляли на ночь умерших от чумы перед похоронами. Также сюда приходили помолиться перед сенокосом представители семейства Калаевых, Езеевых, Годизовых и Гадзаовых.

Предположительно, святилище Авд-Дзуары было построено в 5-6 веках. Жители Галиата приходили сюда, что помолиться семи главным осетинским божествам (дзуарам):

  1. Аларды – дзуар болезней.
  2. Афсати – дзуар охотников и диких животных.
  3. Донбеттыр – дзуар воды и морских стихий.
  4. Тутыр – дзуар волков и воров скота.
  5. Уастырджи – дзуар воинов, мужчин и путников.
  6. Уацилла – дзуар плодородия.
  7. Фалвар – дзуар домашнего скота.

В зависимости от района Северной Осетии, список божеств мог меняться. Культ семибожия имеет иранские корни и пришел к осетинам от их предков – алан. Осетины представляли Авд-Дзуары в виде отдельного божества, принимающего образ птицы с большими крыльями. Они верили, что иногда она спускается на землю, чтобы подарить людям всевозможные блага, избавить от горя и болезней.

Ежегодно, в последнюю июльскую субботу в святилище на празднество собираются потомки бывших жителей Галиата. Люди накрывают на горе богатые столы, возносят молитвы божествам, просят мира, избавления от бедствий и болезней.

Сегодня в святилище Авд-Дзуар проводят реставрационные работы. Вместе с другими галиатскими постройками оно составляет единый архитектурный комплекс, являющийся объектом культурного наследия федерального значения.

Петроглифы Галиата – еще одна достопримечательность дигорского селения. Древние рисунки можно увидеть на отдельных камнях, являющихся частью галиатских зданий. Зашифрованная в петроглифах информация до сих пор остается тайной для исследователей. По их мнению, рисунки, изображающие животных и пахаря, являются несостоявшейся письменностью.

Галиат – удивительный и неповторимый, хранящий внутри своих зданий множество загадок, настоящий музей под открытым небом, чудом доживший до наших дней. Клуб «Пеший-Леший», организующий туры в Северную Осетию, приглашает всех желающих посетить этот древний город, способный перенести любого в кавказское Средневековье.

Меню