В северной части острова Кипр, в трёх километрах от густонаселённого порта Кириния находится живописная предгорная деревушка Беллапаис, которую турки называют Бейлербей. Почти всю территорию этого населённого пункта занимают горы – часть протяжённого Киринийского хребта также известного как Бешпармак. Обитаемой является лишь небольшая часть у подножия хребта с несколькими улочками и небольшими колоритными домиками, почти в каждом из которых есть бассейн. Деревня расположилась на небольшом холме (200 метров н.у.м) и с южной стороны закрыта высокой горой (935 метров), которую турки называют Делик-Тепе (Delik Tepe), а греки Трипа-ту-Вуну (Тrypa tou Vounou). Примечательно, что оба эти названия переводятся одинаково – «Дырявая гора», и даны, вероятно, из-за её неровной, будто продавленной в центре вершины.
Здесь, через деревушку Беллапаис, проходит грандиозный пешеходный маршрут, тянущийся вдоль всего Киренийского хребта, созданный специально для тех, кто мечтает увидеть замки и аббатства острова, отправившись в поход по Северному Кипру.
«Аббатство мира» – история монастыря Беллапаис
Деревня Беллапаис примечательна не только своей атмосферой, характерной для итальянских или французских селений, но и уникальной исторической достопримечательностью – средневековым готическим монастырем Беллапаис, одним из самых посещаемых в Киринии. Посетить его можно не только в рамках экскурсии, но и будучи в походе по Кипру. Ранее аббатствами принято было называть католические монастыри, принадлежащие определённому монашескому ордену. В случае с Беллапаис это был орден августинцев – регулярных каноников Гроба Господня, монахи которого прибыли на остров из Иерусалима в далёком 1187 году, после нападения на город мусульман.
В это время Кипр после завоевания армией английских крестоносцев перешёл под власть французской католической династии де Лузиньянов. Поселившись рядом с небольшим предгорным селением Пископия (так в 7-8 веках называлась деревня Беллапаис), по приказу Амори II де Лузиньяна, бывшего на тот момент королем Кипра, в 1198 году монахи-августинцы начали строительство монашеской обители, названной в честь св. Марии Горной, больше известной как Мария Магдалина. Но в 1205 году обитель была передана премонстрантам. Монахи этого ордена являлись выходцами из французского города Лан и повсеместно носили белые одежды. За это монастырь в документах тех времён стали называть «Белое аббатство». Однако на самом деле монастырь был широко известен как «Abbaye de la Paix», что в переводе с французского означает «Аббатство мира».
Сменив обитателей, аббатство также сменило имя. Официальное открытие монастыря, названного в честь Девы Марии, состоялось в 1206 году под руководством тогдашнего архиепископа Никосии Тьерри. В это время кипрский король Гуго I де Лузиньян подарил монастырю обширный участок земли. Благодаря этому аббатство стало процветающим и приобрело хорошую репутацию в католической среде. Его настоятель настолько активно участвовал в государственных делах, что в 1232 году папе римскому Григорию IX пришлось напомнить ему о монашеском послушании ордена.
В 1246 году монастырь достиг наибольшего процветания, когда рыцарь Роджер Норманд завещал ему фрагмент Креста Господня и 600 безантов – римских золотых монет. Чтобы прикоснуться к христианской реликвии, в аббатство стали приезжать состоятельные паломники, многие из которых оставляли здесь щедрые пожертвования.
Свой нынешний вид аббатство приобрело в период царствования короля Гуго III де Лузиньяна (1267—1284), который неоднократно перестраивал его. Он также повысил статус настоятеля аббатства, даровав ему право носить митру (головной убор для богослужений), золотые шпоры и меч. Спустя столетие его приемник король Гуго IV, который часто посещал аббатство, существенно расширил монастырский комплекс. Во времена его правления Беллапаис приобрёл двор и павильоны, а с северной стороны к монастырю была пристроена огромная трапезная, выполненная в готическом стиле. Окончательно строительство завершилось лишь в конце 14 века. Однако размеренная жизнь монастырской братии была нарушена в 1373 году, когда на Кипр напали генуэзцы. Они взяли Киринию в осаду, попутно разграбив аббатство и унеся с собой его священные реликвии.
Легенда о четырёх кипарисах
После разграбления монастырь пришёл в упадок. В 15 веке настоятели управляли аббатством удалённо. Это спровоцировало монахов отступить от строгих монашеских канонов и практики целибата. Высокие моральные ценности ордены были нарушены: монахи заводили себе жён и любовниц, а некоторые практиковали многожёнство. Дошло до того, что в монастырь стали принимать только монашеских детей. В результате в 16 веке это переросло в огромный скандал. В монастырь приехали представители Католической церкви, а также солдаты, казнившие всех монахов, нарушивших обет безбрачия.
Существует легенда, будто приехавший на осмотр монастыря настоятель застал в одной из келий двух монахов с любовницами. Разгневанный увиденным, он приказал убить провинившихся послушников и соблазнивших их грешниц, промолвив перед этим: «Я сделаю так, что вы вечно будете рядом, но не сможете быть вместе!». После этого тела молодых людей были захоронены во внутреннем дворе монастыря, в четырёх углах, а над их могилами посажены кипарисы. Стройные деревья, не имеющие разлогих ветвей, всегда устремлены в небо. Они рядом, но не соприкасаются друг с другом, как и разлучённые смертью любовники.
Во внутреннем дворе монастыря действительно есть старые кипарисы, но они посажены не в 16 веке, а в 1940-х годах.
Аббатство без мира
История продолжает оказывать своё безжалостное влияние на мирную жизнь аббатства.
С 1489 по 1571 годы Кипр выступает в качестве восточной экономической колонии Венецианской республики. Венецианцы сокращают первоначальное французское название монастыря «Abbaye de la Paix» до «De la Pais», искажая последнее слово на итальянский манер. В результате оно превращается в «Bella Paese» (Белла Паис) – «Красивая страна» – и остаётся таким по сей день.
В 1570 году на остров вторгаются турки-османы, они грабят аббатство, оставляя его в запустении. Монахи убегают в ближайшие к монастырю поселения, а их потомки создают деревню Беллапаис, образовавшуюся впоследствии вокруг монастыря. После ухода турок аббатство передают в ведомство Греческой православной церкви на Кипре. Греки-киприоты содержат в здании монастыря скот, используя по назначению лишь аббатскую церковь у входа. Монастырь приходит в запустение, окончательному разрушению комплекса способствуют местные жители деревни, которые постепенно разбирают его стены по камешку для строительства домов и сараев.
С 1878 по 1960 год Кипр находится под управлением британской армии. Военные цементируют пол трапезной и превращают её в больницу, а позже в стрельбище – на восточной стене здания до сих пор видны следы от пуль. В 1912-1930 годах Департамент древностей Кипра занимается восстановлением монастыря. Во главе первого куратора Никосийского лапидарного музея Джорджа Джеффери в аббатстве проводится капитальный ремонт зданий. Однако некоторые из них, как, например, кельи монахов и дом настоятеля, остаются разрушенными и по сей день. В монастырской церкви вплоть до 1974 года проводятся православные богослужения. Однако после вторжения на Северный Кипр турецких войск аббатство вновь используют в качестве больницы. После этого монастырь окончательно прекращает своё существование и превращается в музей. Действующей остается лишь церковь у южных ворот, которой греки дали имя Панагии Аспрофоруссы (Богоматери в белых одеждах). Здесь проводят службы и устраивают венчания.
Окончание можно прочитать во второй части.