На Северном Кавказе существует немало достойных внимания памятников истории и культуры. Один из них – Аланское городище, расположенное близ поселка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесской Республике. Это не просто остатки крупнейшего аланского поселения X—XII веков, а настоящие Помпеи для археологов и исследователей. Этот обширный археологический комплекс способен пролить свет на раннефеодальную историю всего Северного Кавказа. Нижне-Архызское городище, многие века назад представлявшее собой культурный, экономический и политический центр, вероятно, было столицей Аланского государства – легендарным городом Магасом, о местоположении которого историки спорят до сих пор. Этот древний памятник привлекает внимание истинных любителей истории, и мы неизменно посещаем его в большинстве наших активных туров на Кавказе.
Треккинг тур в Архыз «Волшебство весны Кавказа»
Тур в Архыз «Край бирюзовых озёр»
Треккинг тур в Архыз «Золотая осень Кавказа»
Нижне-Архызское городище – сокровище речной долины
Это обширное городище, площадью около 63 га, вплотную примыкает к посёлку Нижний Архыз, который, по сути, представляет собой научный городок архызской астрофизической обсерватории. В этом месте горы Большого Кавказского хребта чуть расступаются, образуя небольшую долину, по дну который протекает бурная река Большой Зеленчук. Аланское городище расположилось по правому борту речной долины, которая в этом месте достигает 400 метров в ширину и надёжно укрыта с двух сторон лесистыми горными хребтами. С северо-западной стороны на 1700 метров возвышается небольшой хребет Мыцешта, с юго-восточной – протяжённый хребет Ужум (2900 м), один из склонов которого полого спускается в долину и прорезан несколькими глубокими балками – Гороховой, Подорванной, Хасана, Церковной и Бандитской.
Городище протянулось на 2,5 км на север вдоль Большого Зеленчука (от балки Подорванная до балки Бандитская), находится на высоте 1150 метров и когда-то было обнесено защитными стенами. Обычно горные поселения старались располагать высоко в горах. Нижне-Архызское городище, наоборот, находится в низине, оно надежно сокрыто в глубине гор, защищено труднопроходимой горной рекой и высокими лесистыми хребтами. Однако при этом имеет чрезвычайно удобный выход через долину реки Большой Зеленчук к обширным равнинам Предкавказья. С южной стороны от него отходит небольшая торная тропа, ведущая к урочищу «Старое жилище». Она проходит по верховьям Большой Лабы к перевалу Санчаро и в районе Сухуми выводит к побережью Чёрного моря. В древние времена эта тропа являлась частью транзитной магистрали, по которой проходил так называемый путь «из алан в греки», соединявший Аланское городище с внешним миром, в том числе с Константинополем.
Структура Аланского городища
1. Оборонительные стены
Древний город, расположенный в речной долине, был надёжно защищён с двух сторон массивными горными склонами. А вот с севера и с юга жителям пришлось возвести ряд оборонительных стен, становившихся неактуальными по мере расширения города. Здесь присутствуют 4 оборонительные стены, расположенные последовательно. Первая из них находится в 600 метрах южнее Бандитской балки, последняя – немного севернее Подорванной. Все они имеют около 2,5 метров в ширину и 50-70 см в высоту (на момент постройки они были значительно выше – до 3-4 метров). Вероятно, на самых высоких участках городища, вблизи горных склонов когда-то располагалось несколько дозорных башен, от которых сегодня остался лишь фундамент.
2. Земледельческие участки
В оборонительных стенах имелись проходы, а основные городские сооружения разделяли два больших земледельческих участка (площадью 13,5 и 15 га каждый), на которых жители города выращивали большинство сельхозкультур, необходимых для пропитания. Первый участок находился в 600 метрах южнее Бандитской балки, второй – вплотную примыкал к Церковной горе. За пределами первого участка, возле наружной оборонительной стены, стояли несколько каменных столпов с крестами, которые, вероятно, выполняли функции указательных знаков. Когда-то они помогали путникам в дороге, а в наши дни являются материальным свидетельством существования в этих местах древнего торгового пути.
3. Аланская епархия
Возле Церковной балки, на одноименной с ней горе, располагался посёлок Аланской епархии, который просуществовал с 10 по 14 век и на пару столетий пережил сам город. Центром епархии был так называемый Северный храм, входящий в тройку монументальных христианских храмов городища, известных под общим названием Зеленчукские храмы. Помимо собора, в поселок входило восемь малых однонефных церквей-часовен, три из которых располагались прямо на горных склонах хребта Ужум.
4. Аланское городище
Непосредственно сам город располагался на участке площадью в 24 га между балками Хасана и Подорванной, возле так называемого Среднего храма, от которого на юг уходило три мощённых городских улицы шириной три метра, оснащённых водостоками. Исследователи дали им условные названия – «Набережная», «Подгорная» и «Центральная». «Центральная» улица начиналась у Подорванной балки, проходила через весь город и спускалась к реке. «Подгорная» улица являлась ответвлением «Центральной» и шла вдоль хребта Ужум. «Набережная» улица, проходя вдоль реки около 500 метров, в районе изгиба речного русла также сливалась с «Центральной». Помимо Среднего храма, на территории города находился и так называемый Южный храм – наименьший их трёх, а также три одноапсидных часовни.
5. Феодальные усадьбы
По оценкам исследователей, всего в городе могло находиться около 400 жилых домов, в которых проживало до 2,5 тысяч горожан. Самыми крупными жилыми постройками города являлись две феодальные усадьбы, каждая из которых была окружена высоким каменным забором и имела несколько жилых, хозяйственных или культовых сооружений внутри. Один из таких домов, расположенный в 80 метрах от балки Подорванной, содержал в себе небольшой производственный цех, в котором нашли остатки железоплавильного горна надземного типа. Это первая находка такого рода среди древних поселений Северного Кавказа. В Аланском городище добывали не только железную руду, но и золото. Под полом Северного храма археологи нашли богатый клад из сотни золотых украшений, среди которых был массивный перстень с печатью армянского царя Ашота I (886-891 года).
6. Аланские могильники
Ни один город, а тем более такой обширный для средневековья, как Аланское поселение, не обходится без кладбищ, которые служат основным источником информации для археологов. Аланские могильники являются типичными языческими некрополями. Первый из них находится на юго-западной стороне Подорванной балки и представляет собой множество труднодоступных пещерных погребений, обнаруженных в известняковых склонах хребта Ужум. Второй могильник расположен на левом борту речной долины, в районе скалы Кораблик (Пароход), и состоит из полуподземных склепов и каменных ящиков, характерных для дольменной культуры. Цепочка захоронений тянется вдоль всего хребта Мыцешта – от скалы Кораблик до балки Размытая, напротив которой, на противоположном берегу, находится внешняя городская стена. В этом месте археологи нашли каменные изваяния трёх воинов, вероятно, поставленные в память о погибших. Возле этих могильников на левом берегу реки Большой Зеленчук также можно увидеть наскальный лик Христа – популярное место христианских паломников. Помимо могильников, несколько христианских кладбищ соседствует с основными храмами города, являясь более поздними захоронениями.
7. Святилище
Расположено на Церковной горе и, вероятно, когда-то (до строительства Северного храма) было языческим капищем, которое после распространения на Кавказе христианства стали использовать во время церковных праздников. Во внутренних камерах небольшого помещения, (размером 4,7х2,0 метра) археологи нашли большое количество железных крестов, которые местные жители приносили сюда в качестве жертвоприношения. Это свидетельствует о том, что святилище являлось синкретическим памятником – сочетало языческие верования с христианским культом креста, который был широко распространён среди кавказских народов, в том числе среди аланов. По сути, этот народ исповедовал христианство только формально, а фактически предпочитал придерживаться вековых языческих традиций. К ним также относится и создание так называемых чашечных камней.
Чашечные камни городища
Это вид культовых объектов дольменной культуры, которые представляют собой отдельно стоящие камни с выдолбленными по всей их поверхности чашеобразными лунками. Назначение этих лунок остаётся неизвестным, однако многие исследователи придерживаются мнения, что они символизируют собой отдельные звёзды и созвездия на небосводе. Таких камней в Аланском городище найдено четыре, причём два из них были украдены охотниками за древностями. Первый камень археологи нашли возле «Центральной» улицы города. Он представлял собой четырёхгранный столб (длиной 2,4 метра), две грани которого усеивали чашевидные знаки, глубиной около 2 см и 5 см в диаметре. Второй камень, найденный близ балки Подорванной, вероятно, в своё время служил языческим капищем. Это упавшая плита, высотой 1,5 метра, на которой вверху высечено 12 чашечных знаков, напоминающих созвездие Рыбы. Третий чашечный камень археологи обнаружили в посёлке Нижняя Ермоловка. По-видимому, его вывезли из аланского города, чтобы затем использовать во время строительства, и для этого раскололи на три части. Когда-то он был около 75 см длиной. Чаши, вырезанные на нём, могут символизировать созвездия Рыб и Кита, а глубокие линии – движение Солнца, Луны, звёзд и пяти планет, которые можно наблюдать на небосводе невооружённым глазом (это Сатурн, Юпитер, Венера, Марс и Меркурий). Четвёртый чашечный камень также нашли вне городища (в урочище «Захарова поляна»). Это четырёхгранный песчаниковый блок, усеянный многочисленными чашечными знаками.
Аланский Каменный круг
Эта уникальная постройка, по мнению многих специалистов, является самым древним «солнечным календарём» на Кавказе, который своими размерами превосходит легендарный Стоунхендж. О культовости сооружения говорит отсутствие внутри него культурного слоя. Каменный круг расположен между Южным и Средним храмами, в 60 метрах от речного русла. Имея 88,5 м в диаметре, древний «календарь» обнесён стеной толщиной 2 метра, сложенной из песчаниковых плит, с забутовкой в центре. Сейчас руины стены имеют 40 см в высоту, а когда-то, вероятно, возвышались на 4 метра. По-видимому, Каменный круг несёт в себе несколько назначений. Внешне это круговой каменный кромлех, в котором аланы изначально поклонялись Солнцу и огню, о чём свидетельствует найденный при раскопках древесный уголь и реальгар (минерал ярко-оранжевого цвета). Раскопки, проведённые в 1980-х годах, свидетельствуют о том, что Каменный аланский круг был также и древней обсерваторией с гигантским каменным секстантом внутри, функции которого выполняла расположенная перпендикулярно внешней стене длинная каменная постройка с обточенными в виде карандашей камнями. Исследования показали – круг расположен таким образом, что в день зимнего солнцестояния Солнце встаёт на его южной стороне, а первого сентября (начало года по византийскому календарю) – на восточной. В этих местах в стене присутствуют проёмы шириной 1 метр. Внутри круга найдены и другие элементы, подтверждающие, что в средние века он являлся солнечной пригоризонтной обсерваторией. Чуть южнее аланского круга, на горе Пастухова, располагается современная архызская обсерватория, оснащённая уникальным телескопом.
Зеленчукские храмы
Как уже упоминалось выше, аланы были христианами лишь формально, а на деле придерживались языческих верований. Тем не менее, имея непосредственную связь с Византийской империей, под руководством византийских мастеров они построили три христианских храма и 11 базилик-часовен. К слову, внутри городища вместе с аланами проживали не только греки-византийцы (выходцы из Константинополя), но и тюрки-степняки, а также небольшая группа арабов и абхазцев. Такое разномастное население повлияло на монументальное зодчество Аланского городища. Построенные в первой половине 10 века, в конце 19 столетия Зеленчукские храмы с целью сохранения были переданы созданному в 1889 году Зеленчукскому (Александро-Невскому) монастырю. Жители монастыря подвергли два из них значительной перестройке и уничтожили древние фрески. Храмы выполнены в средневизантийском, малоазийском стиле и имеют уникальную для таких построек деталь – застеклённые арочные окна.
Северный храм (Храм св. Григория Победоносца). Один из самых старых храмов на территории России (предположительно воздвигнут в 914-915 годах) и наиболее крупная монументальная постройка на Северном Кавказе! В 10-14 веках он являлся кафедральным собором Аланской епархии и был посвящён Николаю Чудотворцу. Храм выполнен в виде крестовокупольной композиции (25х20 м), имеет три апсиды, синтрон, культовые ниши и остатки крещальни. В древности собор был оштукатурен снаружи. Внутри имелось несколько фресок, изображавших Богородицу и христианских святых, которые не сохранились до наших дней.
Средний храм (Храм Пресвятой Троицы). Сложен из песчаниковых плит и представляет собой крестообразное здание (21х13 м) с двумя боковыми апсидами. Высота его главного купола достигает 15 метров! Изначально храм был построен в виде креста, без апсид, уже в период существования города, и выполнял функции основного городского собора. Внутри него на стенах также имелись разноцветные фрески, которые монахи Зеленчукского монастыря закрыли слоем штукатурки. Изначально храм был посвящён Христу Спасителю и строился в первой четверти 10 века.
Южный храм (Храм св. пророка Илии). Предположительно построен в 10-11 веке и представляет собой крестовокупольное, трёхапсидное сооружение (8,5х7,8 м), которое, вероятно, являлось придомовой церковью в крупной феодальной усадьбе. Это единственный из трёх храмов, основательно перестроенный зеленчукскими монахами, которые хотели придать ему вид русской православной церкви. Для этого они сменили форму главной башни и оштукатурили храм снаружи. Собор копирует технику кладки двух других зеленчукских храмов и, по-видимому, был построен чуть позже остальных местным мастером. Южный зеленчукский храм является вторым древним христианским храмом в России (первое место занимает керченский храм св. Иоанна), в котором до сих пор проходят богослужения, возобновившиеся в 1990-х годах.
Резиденция аланского царя Дургулеля – город-столица Магас
В 11 веке царём Аланского государства был Дургулель Великий. По мнению археолога-кавказоведа В.А. Кузнецова, он жил в Кяфарском городище, расположенном на правом берегу реки Кяфар и горе Шпиль (чуть севернее поселка Верхняя Ермоловка). Здесь располагался естественно защищённый феодальный замок-крепость, надежно укрытый в глубине лесистого горного хребта. Аланское же городище выполняло функции не только города-столицы Магаса, но и служило местом отдохновения для царя, временно переезжавшего туда по надобности.
Неясна причина упадка такого мощного культурного, религиозного и политического центра. По мнению всё того же Кузнецова, запустение города может быть связно с постепенным продвижением в верховья Кубани тюрскоязычного населения – половцев, которые перекрыли Аланскому городищу основные пути сообщения с Византией, а последующее монгольское нашествие окончательно уничтожило город. Жители окрестных деревень многие века разбирали крепостные стены города и его культовые постройки на камни для сооружения собственных домов и других хозяйственных нужд, и город постепенно стирался с лица земли. Впервые им заинтересовались лишь в начале 18 века, а все основные исследования и раскопки были проведены уже в советский период (во второй половине 20 века) и продолжаются до сих пор. Несмотря на разграбление, материалов для изучения города собрано немало, многие находки хранятся в Карачаево-Черкесском областном музее. Это многочисленные предметы быта, остатки посуды, украшений и оружия, которые позволяют мысленно перенестись на многие столетия назад и проникнуться атмосферой древнего аланского города.
Увидеть это культовое место можно во время тура по Кавказу, в котором в зимнее время клуб «Пеший-Леший» проводит несколько авторских мероприятий – это горнолыжные туры, Новый год в Архызе и Рождество в горах. Все они отличаются интересной культурной программой и позволяют провести новогодние праздники в дружественной обстановке, с пользой для тела и души, посреди чарующих красот Северного Кавказа, в благословенных горных местах, побуждающих каждого, кто хоть раз побывал здесь, возвращаться сюда снова и снова…