Саламис, античный город на Кипре

На Северном Кипре, в 8 км от густонаселённой Фамагусты, находится настоящее сокровище мировой культуры – древний эллинистический полис Саламис, развалины которого сегодня превращены в музей под открытым небом, а его главное здание с колоннами можно считать визитной карточкой всего Кипра. Этот древнейший порт, расположенный у самой кромки моря, в 1 веке нашей эры был не только одним из самых больших античных городов-государств на Кипре, но и на протяжении многих столетий являлся крупнейшим торговым центром всего острова. В период его процветания в городе проживало около 200 тысяч (!) человек, и тот, кто завоевывал Саламин, автоматически завладевал всем Кипром.

Происхождение названия города Саламис

Интересно происхождение названия города Саламин, который в русскоязычной среде также именуют Саламисом. Оно позаимствовано у крупнейшего из греческих островов, находящегося в заливе Сароникос, и буквально означает «место посреди солёной воды».

По легенде, город был основан лучником Тевкром Теламонидом, который родился и вырос на греческом острове Саламин. Он лично участвовал в Троянской войне, где потерял родного брата Аякса Великого, и был одним из воинов, сидевших внутри легендарного троянского коня. Отец Тевкра – царь острова Саламин Теламон – проклял его за то, что он не спас брата и не отомстил за него, а затем изгнал из родного дома. Тщетно пытаясь доказать свою невиновность, Тевкр вместе с товарищами вынужден был покинуть остров и, по совету Аполлона, поселился на Кипре, где один из ливанских царей Бел предоставил в его распоряжение большой земельный надел. Именно на этой земле, которая носила название «Побережье ахейцев», Тевкр и основал город Саламин. Здесь он женился на дочери кипрского царя Кинира и смог вернуться на родину только после смерти своего отца.

Исторические сведения лишь частично подтверждают этот миф. Существуют доказательства, что Саламис был основан на месте ещё более древнего селения Алашия, возникшего в 3 веке до н.э. Алашию населяли ахейцы – одни из многочисленных древнегреческих племён. Сейчас на её месте находится современная кипрская деревня Энгоми.

Саламис

История Саламиса

Впервые о городе Саламин упоминается в ассирийских текстах 6 века до н.э. В 5-4 веках до н.э. на острове чеканят первые золотые монеты, чтобы платить дань ассирийскому царю Саргону II. На них изображен саламинский царь Эвагор, правивший в 411-374 гг. до н.э. Саламин, основанный рядом с устьем самой длинной на острове реки Педиэос, имеет большую гавань, через которую ведёт торговлю с Киликией, Египтом и Финикией. В 499-498 годах до н.э. тогдашний саламинский царь Онесил возглавляет киприотов во время восстания греческих городов против Персидской империи. В 450 году до н.э. в Саламине проходит однодневная битва на суше и воде, в которой афиняне вместе с киприотами побеждают персов.

Во 2 веке до н.э. Саламис осаждает и завоёвывает персидский царь Артасеркс III. А в начале 300-х годов до н.э. город оказывается под властью Александра Македонского. В это время на Кипре правит один из полководцев Александра – египетский царь Птолемей I Сотер. Наместником Птолемея в Саламисе становится его родной брат Менелай, сменивший Никокреона в 311 году. Сам же город превращают в столицу острова. В 306 году до н.э. под Саламисом проходит морское сражение между Менелаем и македонским царём Деметрием I Полиоркетом. Деметрий выигрывает эту битву и захватывает остров. Чуть позже Саламин становится частью римской провинции Киликия, а столицу острова переносят в город Пафос.

Во времена римского правления Саламис находится на пике своего расцвета. Римские императоры Траян и Адриан возводят здесь здания, формирующие облик города на многие века: гимнасий, амфитеатр, стадион и общественные бани. Однако в 117-116 годах до н.э. во время Второй Иудейской войны город сильно повреждают.

В христианский период апостол Павел впервые посещает Кипр и первую свою проповедь проводит в Саламине. В 1 веке нашей эры другой апостол – Варнава, родившийся в Саламине – основывает на острове Кипрскую православную церковь. Легенда гласит, что этот святой, неся христианскую веру в массы, погибает во время проповеди – в 61 году н.э. его забрасывают камнями. В память об этом событии рядом с городом (за саламинским некрополем) сооружают монастырь св. Варнавы, а чуть позже на территории города возводят две византийские базилики.

В начале 4 века два крупных землетрясения (332 и 342 годов) приводят к разрушению города, большая часть населения Саламина погибает. Римский император Констанций II восстанавливает город, но уже в меньшем масштабе, и нарекает его своим именем – Констанция. Саламин вновь становится столицей Кипра и параллельно выступает резиденцией кипрского епископа. Город на некоторое время освобождают от налогов.

Саламин окончательно перестаёт существовать в 7 веке, после многочисленных нападений арабских племён. Его жители поселяются в соседних областях и основывают на берегу моря город Аммохостос, который впоследствии перерастает в Фамагусту. До 1300 года на территории Саламина проживают скваттеры, а часть его прекрасных зданий разбирают на камни для постройки соседних городов. Мародёрство не прекращается многие века. Во время оккупации Фамагусты Венецианкой империей часть городских колонн и прекрасных греческих скульптур вывозят за пределы острова.

Заброшенный и разграбленный город, расположенный на морском берегу, за века зарастает лесом, а его прекрасные здания заносит песком. Первые раскопки начинаются в 19 веке, однако главные здания города находят лишь в 1952 году. Археологические работы прекращаются в 1974 году, когда турки захватывают северную часть острова, и вновь возобновляются лишь в 1998 году уже под руководством Кипрского Департамента древностей. Многие предметы, найденные на месте раскопок, в настоящее время хранятся в Британском музее.

Саламис

Саламис – музей под открытым небом

Сегодня древний город Саламис превращён в музей под открытым небом. Территория древнего полиса занимает площадь в 1,6 км². Большая её часть заросла лесом – сосной, мимозой, эвкалиптом. Этот лес на картах называют Саламинским. Вход в город расположен в северной части музея. Покупая билет, посетитель получает буклет с планом Саламина. Строений здесь очень много, и чтобы обойти их все, может понадобиться около 4 часов, поэтому по городу проложено два пеших маршрута. Короткий маршрут позволяет осмотреть основные достопримечательности древнего полиса, находящиеся в его северной и центральной части, а длинный охватывает южную сторону города. При желании можно свернуть на запад и посетить древний некрополь, а также расположенный рядом с ним монастырь св. Варнавы. На территории музея выставлены информационные щиты, поэтому его можно легко обойти самостоятельно, без гида. Туристы, отправившиеся в поход Кипру, отмечают – Саламин лучше посещать рано утром или во второй половине дня, когда жара чуть спадает. Приезжать сюда желательно в зимний или весенний период, когда здесь прохладно, а растительность ещё не выжжена летним солнцем и красиво смотрится на фоне древних руин.

С июня по сентябрь музей работает с 8 до 6 часов, с сентября по май – с 9 до 5 часов.

Устройство города Саламис

Крепостная стена

Стена некогда защищала Саламин со стороны суши, её следы до сих пор видны по периметру города. Однако лучше всего сохранилась стена, построенная при Констанции II – она охватывает центральную часть Саламина, оставляя общественные бани за пределами города.

Гимнасий

Это первое и самое величественное здание города. С него обычно начинают знакомство с Саламином. Ученики гимнасия проходили здесь не только общеобразовательный курс, но и занимались физической подготовкой. Для этих целей в гимнасии служила палестра (спортивный зал); она представляет собой большой прямоугольник, окруженный портиком – крытой галереей с колоннами. Когда-то эти колонны были каменными, но после землетрясений 4 века их заменили на мраморные, заимствованные из других античных зданий. За века колоннада разрушилась и была восстановлена лишь в 1952 году.

СаламисСегодня саламинскую колоннаду называют «Мраморным форумом» – это визитная карточка всего Кипра. Вход в палестру расположен в центральной части южного портика. Полы вымощены серой плиткой с простым геометрическим узором и надписями на греческом языке. Восточный портик гимнасия чуть шире остальных, с двух сторон к нему примыкают бассейны. Южный бассейн намного больше северного и защищён каменными стенами; по его периметру установлены статуи, каждая из которых лишена головы – это римские копии известных греческих скульптур. Северный квадратный бассейн до реконструкции 4 века был круглым; когда-то он был покрыт слоем розовой штукатурки и имел три ступени для удобного захода в воду. Возле южного портика есть большое полукруглое здание – это античные туалеты на 40 человек, построенные во 2 веке. Когда-то в центре палестры стояла статуя римского императора Августа, сейчас от неё остался лишь ступенчатый подиум. При императоре Констанции восстановленный гимнасий утратил свою первоначальную функцию и стал частью античных терм.

Термы

К гимнасию с восточной стороны тесно примыкают общественные римские бани – термы, которые можно назвать настоящим античным спа-центром. Вместе с гимнасием они формируют большой банный комплекс. Удивляет западная стена терм, соседствующая с восточным портиком – её толщина составляет 3,5 метра! В банном здании отлично сохранилась длинная сауна (судаторий) с двумя восьмигранными бассейнами по бокам – это аподитерии (прихожие для переодевания). Из судатория можно пройти в кальдарий (парилку), а затем в фригидарий – холодную комнату, в которой когда-то стояли ванны с прохладной водой. Рядом с кальдарием можно увидеть остатки гипокауста – античной печи, тёплый воздух из которой, проходя под полом, обогревал здание терм. В судатории часть пола провалилась, обнажив устройство гипокауста – пустое пространство, поддерживаемое кирпичными колоннами, между которыми в древности циркулировал горячий воздух из печи. В стенах терм до сих пор сохранились ниши, украшенные разноцветными мозаиками. Сейчас от них остались лишь фрагменты: орнамент из перевитых лент, полулежащий бог реки Еврот, гибнущие от рук Артемиды дочери Ниобы, принцесса Леда с лебедем.

Римские бани

Бани находятся в 200 метрах от античных терм, рядом с театром, построены во 2 веке. Здесь последовательно расположены основные помещения римских бань – от аподитерия до кальдария. Сейчас от них мало что осталось. В банях можно увидеть остатки бассейнов, колонн и некоторых стен.

Театр

Пожалуй, самое впечатляющее здание комплекса, восстановленное лучше других. Он представляет собой полукруглый античный амфитеатр, построенный в 1 веке, и когда-то имел 50 рядов сидений, вмещающих до 15 тысяч зрителей. Это самый большой из трёх кипрских театров, расположенных в других древних городах – Пафосе, Соли и Курионе. Он выполнен в форме полукруга, а его места для зрителей (театрон) когда-то поднимались на 20 метров в высоту. Обычно театры таких масштабов строили на горных или холмистых слонах. В Саламине же театр находится на равнине, из-за чего строителям пришлось возводить мощные подпорные стены из бута, облицованные песчаником, на которых расположились зрительские ряды. Орхестра саламинского театра (площадка для выступлений) имеет 27 метров в диаметре; когда-то в её центре  стоял жертвенный алтарь для подношений богу Дионису, а пол был вымощен мрамором. Скена – сцена театра, закрытого со стороны моря театроном, ранее имела 40 метров в длину, а её проскений (место перед сценой) – 2 метра в высоту. Сейчас они полностью разрушены, а раньше были украшены скульптурами, колоннами и нишами. Театрон когда-то был разделён на девять секций и имел восемь радиальных лестниц, ведущих к верхним местам. В центре шестого ряда находились роскошные места для почётных зрителей. В 1950-х годах театр был восстановлен силами шведской экспедиции, однако не до конца: из 50 рядов театрона возвели только 19, а мраморную облицовку сидений положили лишь до 8 ряда. Реконструировать театр полностью не смогли по той причине, что большая часть его камней и колонн была использована для строительства терм в 4 веке. В наши дни в театре проводятся благотворительные концерты, средства от которых идут на дальнейшие раскопки Саламина.

Амфитеатр и стадион

Между термами и античным театром можно увидеть остатки овального амфитеатра, в настоящее время засыпанного землей, от которого на восток тянется длинный стадион для спортивных состязаний. Весь этот комплекс имеет коло 200 метров в длину.

Агора

Городской рынок, который ещё называют «Каменным форумом». Площадь агоры (размерами 250х60 метров) протянулась с севера на юг и когда-то имела каменную колоннаду высотой около 9 метров. За колоннадой, в портиках, ранее располагались торговые ряды. Парадный вход на рынок (пропилеи) находится с северной стороны. Он представляет собой пять каменных арок, примыкающих к огромной цистерне для хранения воды, построенной в византийский период.

Храм Зевса

Примыкает к агоре с южной стороны и когда-то представлял собой один из самых величественных храмов на острове. Он построен императором Августом в честь его жены Ливии в 1 веке и посвящён Зевсу Олимпийскому. Здание храма когда-то стояло на высоком подиуме, к которому вела широкая лестница. Оно состояло из целлы (прямоугольной комнаты) с портиком у входа. Сейчас храм полностью разрушен, от него остались лишь части колонн с капителями.

Акведук

С севера от стадиона проходит старинный акведук, вода в который поступала из источника Китрея, находящегося в 58 км от города. Следы этого канала, разрушенного в 7 веке, до сих пор можно проследить рядом с источником. За городом всё ещё стоят несколько каменных арок саламинского акведука, установленные на массивных четырёхгранных столбах. Вода, поступавшая по нему, накапливалась сразу в двух цистернах, а затем распределялась по городу.  Первая цистерна располагалась возле агоры, а вторая – рядом с театром и вторым комплексом римских бань.

Римский форум

Или центральная городская площадь, которую ещё называют «Гранитным форумом». Находится на северо-востоке от агоры и состоит из ряда колонн, выполненных из розового египетского гранита. Форум находился рядом с пересечением двух городских дорог –  «Улице с колоннами», проложенной от рыбного рынка, и «Портовой улице», ведущей в городскую гавань. Сейчас от многих уличных колонн остались лишь небольшие обломки, а мощенная камнем дорога за минувшие века стала неровной.

Базилика св. Епифания

Находится между агорой и римским форумом и является самым большим и самым древним раннехристианским сооружением на Кипре. Построенная ещё в 4 веке, она посвящена святому Епифанию Кипрскому и первоначально имела семь нефов. Позднее два боковых нефа с каждой из сторон были объединены, поэтому их осталось пять. Центральный неф некогда украшали коринфские колонны, а внешние нефы были отделены друг от друга четырёхгранными столбами. Церковь также имела три апсиды, в которых были установлены сиденья для священников. Возле южной апсиды находится пустая мраморная гробница, в которой когда-то покоились мощи св. Епифания, но, вероятно, были вывезены в Константинополь в 10 веке. Базилика просуществовала до 7 века, после чего была разрушена, а в её восточной части возвели более скромную церковь.

Базилика Кампанопетра

находится в отдалении от города, возле побережья. Ещё один раннехристианский памятник кипрской архитектуры, от которого до наших дней сохранилась лишь часть стены, высотой около 3 метров, и несколько колонн. Построена на развалинах каменных хижин в 5-6 веках, от чего и произошло её название (по-гречески «кампано» – хижина, «петра» – камень). Некогда базилика имела 41 метр в длину и 20 метров в ширину, три нефа и три алтарные апсиды. Нефы были разделены между собой мраморными колоннами с массивными капителями, а пол выложен мраморной плиткой. В целом, как и большинство ранневизантийских строений, она представляла собой сложный комплекс церковных сооружений, много раз перестраивающихся за века.

Римская вилла

Между базиликами можно увидеть остатки некогда богатой римской виллы. От сооружения, состоящего из десятка различных комнат, сегодня остался лишь фундамент.

Некрополь

Находится в полукилометре западнее Саламиса и представляет собой комплекс царских захоронений, площадью около 6 км². Здесь находятся царские гробницы 7-6 веков до н.э., а также гробницы знатных особ 7-4 века до н.э. В центре этого комплекса можно увидеть гробницу 8 века до н.э, которую также называют «Тюрьма св. Екатерины»; в ней долгое время содержались первые христиане во время гонений. В честь этой святой в 7 веке на месте темницы возвели часовню. Захоронения античных времён интересны тем, что многих королевских особ хоронили здесь вместе с конями, которые везли похоронную колесницу. Рядом с телами также найдены фрагменты конской упряжи, щитов и наконечники копий, остатки расписных сосудов и глиняных статуй, золотые погребальные венки и прочие украшения. В наши дни на территории некрополя открыт музей. В нескольких сотнях метров от комплекса находится монастырь св. Варнавы.

СаламисУвидеть прекрасный полис Саламис, этот уникальный памятник античности, всё ещё хранящий в себе дух былых эпох, можно в одном из походов по Северному Кипру, который организует клуб «Пеший-Леший».

Меню