Дольмены Пшады

Дольмены Пшады – загадочные мегалитические сооружения эпохи неолита, расположенные на Западном Кавказе, в 30 км от курортного города Геленджик. Здесь, в окрестностях небольшого села под названием Пшада, на берегах одноименной реки было обнаружено несколько групп дольменов, насчитывающих десятки древних мегалитов, в том числе несколько крупнейших в Краснодарском крае, достигающих около четырех метров в длину.

Последние десятилетия дольмены Кавказа привлекают пристальное внимание специалистов из разных областей науки, а также путешественников и туристов, интересующихся древней историей и эзотерическими учениями.

«Окутанная туманом» Пшада

Селение Пшада, расположенное в живописной речной долине, получило свое название от небольшой реки, стекающей с южных склонов Большого хребта. Эта горная река берет свое начало на высоте 386 метров на южном склоне Папайского перевала, расположенного между двумя заросшими лесом вершинами – Папай (818 м) и Пшада (741 м). Пройдя сужение между западным отрогом хребта Коцехур и горным массивом Облего (747 м), через 30 км она впадает в Чёрное море у поселка Криница. На всем своем протяжении в Пшаду вливается около 30 притоков и ручьев, образующих узкие тенистые ущелья, называемые «щелями». Самые известные из них – Папай, Красная и Догуаб.

Пшадскую долину из-за обилия воды иногда называют «Долиной ста водопадов». Только на реке Догуаб их насчитывается около 50-ти. К самым живописным из них проложены туристические маршруты. Пшадские водопады начинают встречаться уже в верховьях реки, где она преодолевает каменистое ущелье притока Красная. Здесь можно увидеть самый большой пшадский водопад высотой до 9 метров, имеющий второе название Оляпкин.

Происхождение топонима Пшада имеет несколько толкований. В переводе с адыгского, Пшада означает «лещина» (лесной орех произрастает в долине в большом количестве). В переводе с абхазского, Пшада имеет значение «безветренный», однако ветра, дующие с Пшадского перевала (155 м), через который проложена трасса М4 «Дон», делают этот вариант сомнительным.

Есть еще одна версия, согласно которой, адыгское слово «пшада» означает «место, окутанное туманом». Это очень подходящие название, ведь туман свидетельствует не только об обилии воды в долине, но и о большом количестве загадок, связанных с пшадскими дольменами.

Дольмены реки Пшада

Мегалитические сооружения, которые принято датировать 4-3 тысячелетием до нашей эры, в изобилии разбросаны по обеим берегам реки Пшада. В окрестностях поселка насчитывается более 90 древних дольменов, в том числе одни из самых больших в Краснодарском крае. По мнению археологов, в бассейне реки Пшада встречается около половины от общего количества дольменов Геленджика. Они скрыты под сенью лесных массивов и доступны для посещения. Именно это стало причиной их небывалой популярности среди туристов.

Дольмены реки Пшада дали толчок для изучения кавказских дольменов. В 1818 году географ К. Тауша вместе с военным русской армии французского происхождения Тебу де Мариньи обнаружили в пшадском бассейне группу дольменов и впервые их описали. После них более детальное описание сделал директор Керченского музея А.Б. Ашик.

Пшадские дольмены образуют несколько групп:

  • Скопление дольменов в районе горы Цыганкова – 26 единиц;
  • Группа дольменов на правобережье реки Пшада – 21 единица;
  • Группа дольменов на левобережье реки Пшада – около 18 единиц;
  • Одинокий корытообразный дольмен в поселке Пшада.

Дольмены Пшады можно условно разделить на два типа:

  1. Плиточные дольмены – самая распространенная конструкция среди мегалитов Западного Кавказа. Представляют собой «карточный домик» из каменных плит больших размеров: две плиты (задняя и фасадная) зажаты между двух боковых более длинных стен. Сверху лежит еще одна плита-перекрытие. Фасадная плита обычно имеет круглое отверстие (или лаз), затыкаемое каменной пробкой (втулкой). Вся эта конструкция стоит на нижней плите, которая является полом и предотвращает дольмен от проседания и разрушения. Плиточные дольмены часто погружены в курганную насыпь, не сохранившуюся до наших дней, и могут быть подперты кромлехом, предохраняющим дольмен от расползания.
  2. Корытообразные дольмены – полумонолитные конструкции, высеченные из цельной скалы в форме «корыта», которое накрывалось сверху плитой-перекрытием. Передняя часть скалы, как правило, выравнивалась и часто копировала фасад плиточного дольмена (имитация портальных выступов, боковых стен и даже втулки).

Мегалиты Пшадской долины отличаются от других плиточных дольменов глубиной фасадного портала и более выраженной трапециевидной конструкцией, что говорит о принадлежности к определенной «архитектурной школе».

Дольмен «Сердце матери» в поселке Пшада

Знакомство с пшадскими дольменами лучше начать с одинокого корытообразного дольмена, расположенного на северной окраине села, на левом берегу реки Пшада. Добраться до поселка можно на рейсовом автобусе из Геленджика, Краснодара, Анапы или Сочи, выйдя на автостанции «Пшада». От нее следует пройти около 50-ти метров по ул. Советской до пересечения с ул. Красной. В конце улицы нужно повернуть направо, на ул. Кубанскую, которая через полтора километра выведет вас к окраине села.

Здесь находится небольшой корытообразный дольмен, которому туристы дали несколько названий: «Сердце матери», «Гана», или «Благословение». Существует поверье, если загадать у дольмена свое заветное желание, имея при этом чистые помыслы, оно обязательно сбудется. Особенно он «помогает» женщинам, которые хотят иметь ребенка.

В этой части Пшады, в предустье щели Скупкова, ранее находилось несколько корытообразных дольменов. До наших дней сохранился лишь один. Древний памятник был сдвинут трактором со своего первоначального месторасположения, чтобы не мешать строительству. В настоящее время он считается самым северо-западным среди известных корытообразных мегалитов Геленджикского района. По дороге к дольмену можно увидеть скалы с причудливыми гротами и пещерой под названием Череп.

Дольмены на отроге горы Цыганкова

Если продолжить путь от одиночного дольмена вверх по щели Скупкова, спустя 3 км пути можно выйти к большому дольменному комплексу, расположенному посреди леса в урочище Цыганков Аул. Здесь, на юго-западном отроге вершины Цыганкова (608 м) – горе Топчанова (482 м) – насчитывается около 30 дольменов разной конструкции. Мегалиты находятся на высоте 220 метров и расположилось на линии, тянущейся несколько сот метров с севера на юг, вдоль одного из гребней горного массива. Туристы с эзотерическими взглядами дали некоторым из них названия. В северной части комплекса расположены три дольмены с похожими именами – мегалиты первой, второй и третьей чакры. Между ними находится дольмен «Еда», а чуть дальше – «Мир Чернобога» и «Берегиня».

Дольмены на горе Цыганкова имеют простейшую составную конструкцию из плит. Это типичные мегалиты Пшадского бассейна – солидная устойчивая конструкция трапециевидной формы с глубоким порталом. Здесь встречаются и довольно массивные сооружения более прямоугольной формы со скругленным верхом боковых стен. Некоторые представители этой дольменной группы имеют ровные обработанные стены, другие же сложены из плоских обломков скалы.

На горе Цыганкова можно увидеть и полуразрушенные корытообразные мегалиты. Один сделан из куска скалы неправильной формы, которой пытались придать вид плиточного дольмена. Другой можно отнести к одному из самых маленьких на Кавказе: он имеет треугольную форму, а его крыша сползла вниз, открыв небольшую внутреннюю камеру, в которую не может поместиться взрослый человек.

Помимо дольменов, в урочище можно встретить и так называемые «жертвенные чаши» – цельные глыбы песчаника, в которых сделаны круглые углубления от 80 до 140 см в диаметре.

«Деревня дольменов» на левом берегу Пшады

Следующий популярный комплекс пшадских мегалитов, к которому часто организуют экскурсии, носит название «Деревня дольменов», или «Восьмидольменье». Он находится на левом берегу Пшады, между щелями Калусова и Панасова (в 2 км восточнее поселка). На широкой террасе над руслом реки компактно расположились 8 мегалитических «домиков». Именно их и называют «Деревней дольменов». На самом деле, дольменов здесь больше 8 – около 12, но некоторые успели разрушиться от времени. Мегалиты расположены рядами, в 20 метрах друг от друга и при первом осмотре поражают своими внушительными размерами. Массивные плиты песчаника до сих пор уложены очень плотно, на фасадах некоторых дольменов сохранились следы обработки камня – орнамент в виде «елочки», заметный при определенном освещении.

Дольмены щели Панасова и Абрамова

За «Деревней дольменов», у щели Панасова, находится знаменитый мегалит пшадского левобережья – дольмен «Патриарх», или «Крылатый». Он расположился у ручья, берега которого используются туристами в качестве стоянки. Это, без преувеличения, самый эффектный мегалит в долине. Его главной особенностью является чрезвычайно глубокая портальная ниша – сильно выступающие боковые стены и крыша образуют подобие открытой веранды. К сожалению, нижняя плита, на которой стоит дольмен, немного сдвинулась, а передние части боковых стен частично обломаны. Тем не менее, дольмен прочно стоит на возвышении, оправдывая свое громкое название.

Вдоль реки, между щелями Панасова и Абрамова, разбросано еще около 10 мегалитов разной степени сохранности.

Недалеко от «Патриарха», за заброшенным грушевым садом, находится еще один интересный дольмен «Петровский». Верхнее перекрытие дольмена, сколотое по углам, напоминает шляпу-треуголку, которую носили во времена Петра I.

В 300 метрах от «Петровского» можно увидеть еще одну группу, состоящую из трех дольменов, два из которых за века превратились в груду камней. Рядом с ними стоит классический плиточный дольмен с очень длинным (больше метра) верхним перекрытием, нависающим над передним порталом. По этой причине его называют «Грузинская кепка, или просто «Грузин». Эзотерики знают его под именем «Лар Сен» – так звали мудреца-хранителя дольмена.

В 20 минутах ходьбы от «Лар Сена», на правом берегу Абрамовой щели, находится одиноко стоящий мегалит под эзотерическим названием «Нам», или «Кармический дольмен». Он выделяется тонкой изломанной крышей и каменным двориком у фасада. Отсюда тропа уходит вверх, на правый берег Пшады, через пасеку к водопадам Молдаванской щели.

Дольменная группа на хребте Ларин

Мало кто знает, что на левобережье Пшады есть еще одна дольменная группа, расположенная на 500-метровой высоте на хребте Ларин (542 м). Она находится в 18 км от поселка Пшада, в удалении от остальных групп. Самые северные мегалиты пшадского левобережья, которых здесь насчитывается около 7 единиц, располагаются в верховьях Пшады, выше слияния с ее правым притоком – рекой Папай. Здесь, на левом борту долины, перпендикулярно руслу реки вытянулся 3,5-километровый хребет Ларин. В северо-восточной части к нему примыкает хребет Воровской (596 м), являющийся продолжением Главного Кавказского хребта.

Дольмены группы изготовлены из плохо обработанных плит и ориентированы на восток. Они отличаются от остальных пшадских дольменов своим внешним видом и небольшими размерами. Многие древние постройки, к сожалению, разрушены, а возможно, взорваны. Вблизи не обнаружено ни одной каменной пробки. По причине труднодоступности, от села к хребту Ларин лучше подъехать на машине, а затем пройти к мегалитам около 4 км пешком.

Дольмены правобережья Пшады

На правом берегу Пшады находится пять дольменных групп:

  1. Два разрушенных дольмена в нижнем течении щели Оленичева (за полевым станом 3-й бригады). Здесь можно увидеть уникальный плиточный дольмен с отверстием на крыше. Кроме отверстия, на верхней плите прослеживается изображение головы быка. Между полевым станом и левым берегом щели Оленичева есть ещё несколько полуразрушенных дольменов.
  2. Полуразрушенный дольмен на правобережье щели Оленичева. Он полностью ушел под землю и напоминает, скорее, каменный колодец с сохранившейся пробкой. Рядом лежит упавшая крыша.
  3. Восемь дольменов на Камышовой горке. Эта небольшая возвышенность (162 м) находится между щелями Оленичева и Капустяной. Здесь располагается фермерское хозяйство «Казачий двор», на территории которого в 2007 году строители выкопали часть уникального плиточного дольмена: вокруг фасадного отверстия нанесен рисунок – несколько борозд, напоминающих солнечные лучи. Среди эзотериков дольмены Камышовой горки считаются целительными.
  4. Четыре плиточных дольмена в устье Капустяной щели. Они расположились на левом борту ручья у южного подножия Камышовой горки. Первый дольмен находится на высоте 150 метров, у дороги, и окружен каменным «забором» из скальных выходов пород, похожим на кромлех. В 350 метрах от него, в лесу, можно обнаружить еще три полуразвалившихся мегалита, окруженных земляными курганами.
  5. Мегалиты Рамзинской горы (290 м). За садами щели Левтерева, у южного подножия горы, находится еще одна группа из 7-ми плиточных мегалитов, из которых уцелели только три. Эзотерики называют этот дольменный комплекс «Гард».

Фермерское хозяйство «Дольмен»

Последний мегалитический комплекс, завершающий импровизированный маршрут по основным дольменным местам Пшады, находится несколько в стороне от основных групп – в долине реки Догуаб (правый приток Пшады). Он расположен на территории чрезвычайно популярного туристического места – фермерского хозяйства «Дольмен», принадлежащего семейству Бамбаковых. Станислав Бамбаков начал облагораживать его еще в 1991 году, когда взял в аренду 2 гектара земли рядом с одним из дольменов. Сейчас территория хозяйства представляет собой ухоженный сад с живописными клумбами, альпийскими горками и аккуратными дорожками. Здесь можно посетить лавку пасечника, где продают продукты пчеловодства, небольшую столовую с блюдами домашней кухни или торговые ряды с сувенирной продукцией, эзотерической литературой и целебным чаем.

Главной ценностью хозяйства являются четыре внушительных дольмена, к которым проложен экскурсионный маршрут.

  1. Дольмен «Тор» расположен в центре хозяйства – на возвышенности посреди айвового сада. Это самый крупный плиточный мегалит Догуаба, высотой до двух метров. Вместо небольшого круглого отверстия, он имеет широкий треугольный вход.
  2. Дольмен «Нежность» находится чуть дальше, в небольшом лесу, и практически не уступает в размерах первому, хотя является довольно приземистым.
  3. Дольмен «Майя» трапециевидной формы расположен южнее предыдущих и отличается тщательной обработкой плит.
  4. Дольмен «Хан», находящийся в 20 метрах от «Майи», сильно пострадал от времени – правая сторона фасада и одна из боковых плит расколоты, а портальное отверстие пробито до напольной плиты и похоже на небольшую дверцу.

Эзотерики наделили каждый дольмен определенными свойствами и особым предназначением: «Тор» дарит успех и уверенность в себе, «Нежность» отвечает за материнство и здоровье детей, «Майя» помогает привлечь и сохранить любовь, «Хан» способствует физическому и душевному здоровью.

Для чего, а, главное, кто построил дольмены?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако человечество в разные периоды древней истории создавало сложные мегалитические постройки. Среди самых известных: каменные храмы Мальты, пирамиды Египта, составленный из отдельных плиточных менгиров кромлех Стоунхендж, и, наконец, дольменные постройки Европы, Кавказа, Индии, Индонезии, Японии и Кореи. Причем, именно на Кавказе строительство дольменов достигло небывалого для тех времен совершенства (4-3 тысячелетие до н.э.). Больше нигде в мире не встречается такого качества обработки каменных плит, точности их подгонки и сборки. Кавказские мегалиты – это, без преувеличения, вершина дольменостроения. Их можно встретить в горной местности вдоль побережья Черного моря – от Анапы до Адлера.

В научной археологической среде дольмены принято считать погребальными сооружениями. Однако не все принимают данную теорию и пытаются увидеть в их предназначении тайный смысл. В эзотерической среде распространена версия, что дольмены – это рукотворные места силы, в которых медитировали и умирали древние мудрецы. Поэтому все мегалиты Кавказа – что-то вроде древней библиотеки, где собраны накопленные человечеством знания. Любой человек, настроившись должным образом, может их получить. Также бытует мнение, что мегалиты построила инопланетная цивилизация, но при должном погружении в тему становится очевидным, что она не имеет под собой оснований. Гораздо более правдоподобной является версия, что дольмены – это древние святилища, общеплеменные объекты поклонения, а на территории больших дольменных комплексов проводили неизвестные на сегодняшний день ритуалы.

Стоит помнить, что, за некоторым исключением, правда всегда скрывается где-то посередине. Автор книги «Дольмены Кавказа. Реконструкция культа» Валганов С.В. попытался поставить себя на место древних строителей мегалитов, увидеть мир их глазами и таким образом разгадать (или хотя бы попытаться) предназначение дольменов, не вдаваясь при этом в фантастические теории, опираясь исключительно на опыт других культур, живших в эти же времена.

Согласно его версии, дольмены Кавказа были построены горцами, которые воспринимали гору, как «самый сильный» объект окружающего пространства – непоколебимый, неизменный, вечный – и пытались воплотить в дольмене все эти качества, сделав их своеобразным символом горы, не стремясь при этом с ней конкурировать (все мегалиты сооружались исключительно на склонах). Древние строители как бы «встраивали» дольмен в общее пространство горы, пытаясь сделать гармоничное отражение того, что они видят в реальности. После этого гора превращалась для них в сакральный объект (храм) и одновременно становилась «родной».

Так как строители дольменов были горцами, они сооружали их в таких местах, где им не были страшны сели, паводки или лавины, часто группами, по линии падения воды на склонах, в местах, где каждая постройка хотя бы раз в сутки освещалась солнцем. Жители дольменной культуры осуществляли свою деятельность на горе. В их представлении, вместе с солнцем, она давала жизнь всему вокруг, а после смерти могла принять обратно. Поэтому, помимо священной функции, она имела еще и функцию последнего прибежища для умерших, которые могли «уйти» обратно в гору. А так как дольмен был отражением горы, мертвый мог уйти в него, навсегда оставшись её частью.

Кого же хоронили в этих «домах» в «храме-горе». Так как строительство было сложным и трудозатратным, это явно были не простые люди. Вероятно, ими являлись представители дольменного культа – жрецы, использующие дольмен для ритуального перехода в иной мир, обретая при этом новое, но уже каменное, «тело». Т.е. человек как бы «уходил», но при этом «оставался» со своими соплеменниками в новом качестве, являясь частью коллективного сознания. На ранних стадиях зарождения любые этнические образования проходили через период культа мертвых, когда значимый для общества, но умерший человек различными способами включался в повседневную деятельность этого общества.

Вокруг всего этого вырос определенный ритуал. Более-менее сохранившиеся дольмены дают возможность увидеть его основные этапы. Перед фасадом дольмена всегда находятся остатки камеры с ведущей к ней галереей. Древний мегалит часто окружал кромлех, от которого начиналась земляная насыпь или каменная кладка, напоминающая курганную, которая защищала дольмен (до сих пор в центре курганов находят подобие каменных дольменов). Войдя на территорию мегалитического сооружения, еще живой жрец пытается совершить «переход в иной мир», двигаясь по узкой галерее к фасадной части дольмена. Добравшись до нее, он вынимает каменную пробку и забирается внутрь дольмена, совершая в нем недоступное для других таинство. Возможно, ритуал совершался целой группой людей, в которой жрец был центральной фигурой, непосредственно взаимодействующей с дольменом, входя при этом в измененное состояние сознания. Такие ритуалы, вероятно, совершали эпизодически, в определенные, возможно, праздничные дни.

Когда жрец умирал, его тело переносили внутрь дольмена. И водружали на специальное каменное ложе (во многих дольменах с одной из сторон внутренней камеры до сих пор можно наблюдать пазы для досок).

Почему только в некоторых дольменах находят человеческие останки, а большинство остаются пустыми? Причиной могут быть междоусобные распри (когда ставшие неугодными останки жреческой элиты выметались из дольменов) или же смена традиций, когда останки перезахороняли. Или, возможно, здесь имело место бытующее у некоторых народов уничтожение тел погребенных, в данном случае, преследующее определенную цель – убрать души мертвых из дольмена. Банальное ограбление здесь не подходит, так как грабителю незачем выметать останки из дольмена, поэтому их отсутствие может иметь исключительно ритуальный характер.

Возможной причиной исчезновения мегалитического культа на Кавказе могли стать военные конфликты, в ходе которых власть переходила к силовой, не следующей культу верхушке, что смещало приоритеты древнего общества и нарушало традицию обучения жреческих мастеров. Постройки продолжали использоваться для дозахоронений, однако сами способы погребений изменялись. Память об изначальном предназначении дольменов постепенно стиралась, и на смену ей приходил страх перед древними захоронениями. Движимые этим страхом, люди могли уничтожать останки в дольменах, о чем уже говорилось выше.

Теорий и догадок гораздо больше, чем ответов. Однако бесспорным остается следующее: дольмены являются впечатляющими памятниками культуры и архитектуры древних народов, населявших горы Западного и Северного Кавказа. Дольмены Пшады дают возможность любому туристу прикоснуться к тайне древних мегалитов и их создателей. А клуб «Пеший-Леши» может стать проводником в этот загадочный мегалитический мир. Быть может, именно вам один из его древних хранителей решит поведать самое сокровенное…

Меню