На территории исторической Армении, которая в 10 раз превышает площадь современной, можно встретить около 80 тысяч уникальных архитектурных памятников – большие каменные кресты с ажурным рельефом, которые также называют хачкарами. Это настоящие армянские святыни – проявление богатой самобытности и христианской идентичности армянского народа, свидетельство безупречного вкуса средневековых мастеров, умеющих передать в камне древние традиции и христианскую символику. За многие столетия создание хачкаров превратилось в настоящее искусство, а сами каменные кресты с 2010 года являются частью культурного наследия всего человечества.
Воочию увидеть хачкары Армении вы можете в следующих маршрутах нашего клуба:
Кресты, «парящие» в камне
Армянское слово «хачкар» образовано слиянием двух разнокоренных слов – «хач» и «кар» – и дословно переводится как «крест-камень». Часто хачкары называют каменными крестами, хотя, если посмотреть на их внешний вид, становится понятно, что это – крест, врезанный в камень – ажурный, сложнейший, тончайший узор. Иногда создается впечатление, что крест буквально «парит» в камне, как тюль в оконной раме. Но хачкары не всегда были такими, мастерство их создания оттачивалось столетиями. Первые кресты в камне были очень простыми – они располагались несимметрично, не имели идеальных пропорций и в целом больше напоминали детские рисунки.
Легенда об Армении
Существует интересная легенда, которая объясняет трепетное отношение армянского народа к камням. На заре времен Бог занялся распределением земель между народами. Он расчищал огромные территории от камней и сваливал их в одном месте. Очищенные земли щедро раздавались многочисленным народам, а когда очередь дошла до армян, оказалось, что все хорошие и плодородные места уже распределены, осталось лишь одно, заваленное каменными глыбами. Армянам ничего не оставалось, как поселиться на этой каменистой территории, которая сегодня известна как Армянское нагорье. Но они посчитали её особым даром, и нашли для этих камней уникальное применение – соорудили Караундж, расставили вишапы и начали делать хачкары.
История появления хачкар
Предшественниками армянских каменных крестов по праву считаются вишапакары (камни-драконы) – каменные стелы, символизирующие мифологических существ, которые до сих пор можно встретить в горах, у дорог, возле рек и поселений. На их поверхности мастера изображали рыб и птиц, головы баранов или быков. Эти стелы служили не только элементами разметки территории (межевыми столбами), но и защищали людей от проникновения в наш мир древних чудовищ – драконов.
В начале четвертого века, когда Армения приняла христианство, вишапы остались в языческом прошлом, их место заняли хачкары – символы распятия Христа. Вероятно, рисунки этих крестов были позаимствованы из византийской культуры, в которой распятие изображали в виде созревшей виноградной лозы, символизирующей самого Иисуса. Прообразами первых армянских хачкаров также стали урартрийские каменные плиты, посредством которых древние цари, сообщали миру о принятых законах и завоеванных землях. Первая царская династия в Армении – Арташесиды – подхватила эту традицию и распространила её на территории своей страны.
Соединив языческие веяния и христианскую веру, армянский народ создал уникальные памятники – хачкары, среди которых не встретишь двух одинаковых. Каждый из них отличается особенным, неповторимым узором, выдержанным в едином стиле. Стелы с вырезанными крестами устанавливали на каменный постамент, к которому иногда вели ступени. Их высота колеблется от 1 до 3 метров, ширина – от 0,5 до 1,5 метров. Первые хачкары (VI–VII века) напоминали римские мемориальные колонны. В IX веке, копируя раннесредневековые композиции, помещенные в аркообразные или прямоугольные ниши (хораны), армянские мастера вышли на новый уровень, создав первые монументальные хачкары. И лишь два века спустя композиция и структура хачкара полностью сформировалась, а в XII–XIII веках культура создания этих монументов достигла своего наивысшего расцвета. Хачкары превратились в настоящие шедевры зодческого искусства – их поверхность украшала двух- или трёхслойная тончайшая резьба, обучиться которой можно было в многочисленных школах, отрывшихся по всей Армении. Мастеров по хачкарам стали называть варпетами. Самые известные из них – Погос, Момик и Виграм.
В большинстве случаев хачкары изготавливали из двух местных пород: туфа и базальта. Эта традиция сохранились и до наших дней. Современные мастера вырезают хачкары из розового или красного туфа, обработать который легче всего. Узоры на них так же прекрасны и сложны, как и раньше, но всё равно смотрятся проще. Из них как будто ушла душа. Ведь сейчас это искусство поставлено на поток, а раньше у мастеров уходили годы, чтобы вырезать тончайшее цветочное «кружево» – ювелирная работа, требующая огромного терпения. Средневековые хачкары, вырезанные в серовато-синем базальте, иногда покрывали араратской кошенилью – невероятно стойким красителем красного оттенка, который мог сохранять цвет на протяжении веков.
В наши дни многие древние хачкары, разрушенные от времени или в результате вандализма, восстанавливают по имеющимся фотографиям. Множество древних хачкар было уничтожено в Западной Армении (ныне территория современной Турции) а также в городе Джульфа (Азербайджан). В Джульфе находилось большое армянское кладбище, на котором в качестве постаментов стояли уникальные по своей красоте и резьбе хачкары. В 2005 году азербайджанские солдаты разбили их кувалдами и сбросили в реку Аракс. Это происшествие приобрело невероятную известность и вызвало негативную реакцию по всему миру.
Что изображают на хачкарах?
Хачкар – это в первую очередь символ христианской веры, поэтому кресты занимают здесь главенствующие позиции. Их изображают не только в виде распустившейся виноградной лозы, но и в виде цветущих деревьев, символизирующих вечную жизнь. Под крестом размещают круг – символ земли. Крест, стоящий на «земле» – торжество христианства в мире. Над крестом можно увидеть четыре стихии, которые также являются символами евангелистов: ангел (огонь), орел (воздух), лев (вода), бык (земля). Часто на армянских хачкарах можно увидеть плоды граната (символы плодородия), финиковые листья, павлинов или голубей (символы Святого Духа). В XIII веке на каменных стелах стали изображать распятого Христа. Это малочисленный тип хачкар, которые ещё называют Всеспаситель (или Аменапркич).
Иногда на хачкарах можно увидеть и простых смертных: воинов на конях, распивающих вино перед битвой, женщин с младенцами, семейные портреты княжеских родов. Начиная с XIV века, когда хачкарное искусство переживает настоящий спад, мастера по камню вырезают на каменных стелах сцены Страшного суда, различные новозаветные темы и собственные фантазии. В это время хачкары превращаются в обычные надгробные памятники, их композиция теряет свою сложность, многослойность и глубину.
На старых хачкарах мастера также высекали надписи, благодаря которым искусствоведы смогли понять их функции и назначение. На данный момент известно о сорока таких функциях. Для многих современных армян хачкары равнозначны иконам, поэтому в отдалённых горных местностях, в которых отсутствуют церкви, к ним приходят помолиться, загадать желание или принести жертву (матах).
Где можно увидеть хачкары
Хачкары разбросаны по всему Армянскому нагорью и на территории исторической Армении (Грузия, Турция, Азербайджан). Их можно увидеть возле древних поселений, монастырей и церквей, на возвышенностях и перекрестках, у различных источников, водоемов и мостов, а также на кладбищах. Армянская диаспора разнесла их очень далеко – хачкары встречаются по всему Кавказу, в Иерусалиме и Иране, в Карпатах и Поволжье, в Молдавии и даже в Крыму. Туристы, посетившие Армению, признаются, что хачкары встречаются здесь на каждом шагу, и если рассматривать каждый из них – на другие достопримечательности времени не останется.
Самый старый из сохранившихся хачкар в Армении датируется 879 годом. Он являлся подарком князя Ашота Багратуни своей жене Катраниде и на данный момент размещён в Гарнийском языческом храме. А самая большая коллекция древних хачкар находится возле поселка Норатус – здесь, на кладбище, расположенном вблизи озера Севан, можно увидеть около 900 самых различных каменных крестов. Большое количество уникальных хачкар можно увидеть в пещерном монастыре Гегард – они вырезаны прямо в его каменных стенах и являются настоящим украшением этого древнего комплекса.
Красоту хачкар трудно описать словами, никакие эпитеты не передут дух той эпохи и мастерство зодчих. А фотографии не смогут подарить полноту эмоций, которые появляются от нахождения рядом с хачкарами, когда можно прикоснуться своими руками к изящному рельефу на камне, будто парящему внутри него, ощутить его древнюю силу и энергию. Мы приглашаем вас увидеть это уникальное наследие армянской культуры воочию, отправившись в поход по Армении вместе с нашим клубом.